|
|
2014-01-16 21:32 | Василий Карленко: Сейчас надо сосредоточиться на своей работе
|
|
|
Биатлонный сезон 2013/14 достиг своего экватора - позади пять этапов Кубка мира. Впрочем, самое интересное еще ждет болельщиков в феврале и марте, когда будут разыграны медали Олимпийских Игр и определятся владельцы трофеев в Кубке мира. Сейчас же бОльшая часть основной сборной Украины приступила к завершающей стадии подготовки к Сочи, проводя сборы накануне Олимпиады.
В разговоре с главным тренером сборной Украины Василием Карленко мы попросили наставника нашей команды проанализировать состояние каждого из ребят накануне решаюшего этапа подготовки к Олимпийским Играм.
- Василий Павлович, подводя итоги первого триместра, Вы выглядели оптимистом. Сейчас, по прошествии двух немецких этапов Кубка мира, настрой остается тем же? - Конечно, такой настрой сохраняется. Сейчас продолжается планомерная работа по подготовке команды, и если за оставшееся время никто не заболеет, то в Сочи с готовностью ребят все будет так, как мы предполагали.
- Форма Сергея Семенова в этом сезоне, пожалуй, вызывает наименьшее количество вопросов. Можно ли его подготовку считать модельной для нашей мужской команды? - Семенов – во всех составляющих поготовки специфический спортсмен. Он предпочитает работать в присущей ему манере, предполагающей выполнение больших объемов работы. Он понимает, что только через такую работу может достигнуть высоких результатов. Это, в принципе, правильное понимание, однако не каждый год такой подход приносит пользу.
Такая модель подготовки не может быть механически перенесена на других спортсменов, так как каждый из ребят – индивидуальность. К примеру, Андрей Дериземля, которому присущи свои особенности в подготовке. Поэтому сравнивать с Семеновым Дериземлю, Седнева, Пидручного и Приму, ни в коем случае нельзя. В тоже время для указанных спортсменов много общих методических положений в подготовке. На данном этапе мы выстраиваем тренировки путем индивидуального подхода с учетом их функциональных и резервных возможностей, уровня базовой подготовки, международного опыта, психологических особенностей. Этап непосредственной подготовки к главному старту – ключевой в сезоне, и здесь уже права на ошибку мы не имеем.
Тем не менее, есть моменты, которые вмешиваются в этот этап. Прежде всего я имею в виду проблемы со здоровьем. Именно поэтому мы отказались от поездки в Тысовец в декабре, чтобы уменьшить вероятность иммунологической опасности. И это нам помогло – во второй половине декабря никто не заболел. Но после этапа в Оберхофе ситуация изменилась: переболела практически вся мужская команда. По-видимому, защитный порог отодвинулся, но не прошел мимо нас. Но, слава Богу, что это произошло сейчас, а не в Сочи. Кстати во время Олимпийских игр тоже большая вероятность подхватить инфекцию, так как там большое скопление участников. Но на данный момент вся команда уже практически полностью здорова. Исключение – Артем Прима, у которого небольшое простудное заболевание. Но, думаю, в течение недели и он придет в норму.
- Для Андрея Дериземли такие результаты января – запланированный спад, или элемент неприятной неожиданности здесь все-таки есть? - Андрей – это спортсмен, который подходит к своему основному результату один раз в году. В предыдущем сезоне эти результаты пришли к нему на финише Кубка мира. И сейчас мы работаем над тем, чтобы лучшая готовность Андрея пришлась именно на Олимпийские Игры. Система подготовки спортсменов разрабатывалась на основе научного подхода, и над нею трудилось много людей. И мы уверены, что выработанная модель вывода команды на оптимальный уровень к Олимпиаде даст свои плоды.
- Комментируя выступления Дмитрия Пидручного в эстафете Рупольдинга, президент федерации Владимир Брынзак выразил мысль, что мы, наконец, нашли стартера. Вас Дима также убедил своим выступлением? - Мы постоянно искали варианты первого этапа для эстафеты, и процесс этот был непростым. Как базовый вариант у нас шел Саша Беланенко, но в качестве запасного мы использовали Сергея Семенова. Но мы видели, что Семенов больше способен реализовать себя на заключительных этапах эстафеты – он не настолько резкий, работает более плавно, уравновешен в стрельбе… Поэтому оптимально для него – отработать на третьем-четвертом этапе. У Беланенко же в последнее время не все получалось, потому мы вынуждены были искать и другие варианты. Было принято решение попробовать в этой роли Пидручного. В том поиске нас поддержала Федерация. У Димы уже был скромный опыт стартера в его юниорской карьере, этот фактор мы тоже учитывали. И Дима в целом справился. Более того, если в олимпийской эстафете он снова побежит первый этап, то, уверен, сумеет отстрелять с еще меньшим числом запасных патронов. Но на сегодняшний день говорить, что именно Пидручный будет стартером, мы не имеем морального права.
На Олимпиаде у нас будет пять спортсменов. И сейчас сложно предсказать, кто в каком состоянии подойдет ко дню эстафеты. Речь даже не в уровне готовности, а в упомянутом факторе заболеваемости. Мы сейчас предпринимаем все возможные меры предосторожности. Но что будет реально к последним дням Олимпиады, сейчас предсказать нельзя.
- Со стартером – понятно, а с финишером определенность уже есть? - У нас есть три человека, которые могут реализовать себя на последнем этапе. Прежде всего, это Сергей Семенов. Есть также Сергей Седнев, чьи бойцовские качества на чемпионате мира в Ханты-Мансийске еще памятны болельщикам. Есть также и Андрей Дериземля. Кто это будет на Олимпийских Играх? Если все будет нормально с состоянием всех ребят, то, видимо, это будет Семенов. Второй вариант – Дериземля.
- Но как раз Сергей Семенов в интервью нашему сайту (читайте завтра – прим. Е.Т.) сказал, что он не чувствует в себе достаточных спринтерских качеств, потому не очень хотел бы бежать последний этап… - Сейчас это – предстартовое мнение. А на Олимпийских Играх Сережа дойдет до таких кондиций, что его мнение может измениться. Потому что это в интересах команды. И он умеет это делать. Я думаю, мы сможем донести эту мысль до Сергея. Конечно, каждый спортсмен где-то в душе опасается подвести команду, а четвертый этап в этом отношении – наиболее ответственный. Но такая боязнь – это один из факторов, который я не признаю. Каждый спортсмен готов стартовать на любом этапе. Они все неоднократно принимали участие в контактных гонках и сейчас находятся не на том уровне, чтобы чего-то бояться.
- Артем Прима ярко выстрелил в спринте Оберхофа, после чего снова резко ухудшил свои показатели. Особенно это заметно по статистике стрельбы, которая за последние четыре года неизменно идет вниз… - Я думаю, в Германии Артем уже мог иметь какие-то начальные стадии недомогания, которые могли не проявляться слишком отчетливо, что помешало ему показать лучшие результаты. Но мы знаем, что в личных гонках Артем может собираться и реализовывать себя. В эстафетах это пока получается хуже. Такая тенденция прослеживается уже в последние два-три года, и достаточно ярко проявилась в предыдущей эстафете. Но это не означает, что на Олимпийских Играх все обязательно с точностью повторится.
Каждая гонка – это отдельная история, со своим психологическим состоянием, микроклиматом и другими сопутствующими факторами. Тем более – эстафета: ее нельзя сравнивать с любой из индивидуальных дисциплин, в ней свои законы. Но исполнять их могут только те, кто эти законы понимает и признает.
- В январе определенные поводы для оптимизма начал давать Сергей Седнев. Капитан, наконец, вышел на требуемую траекторию набора формы? - По состоянию Сергея мы отслеживаем, что сейчас он очень собран, не делает лишних шагов, прислушивается и к своему состоянию, и к тренерским рекомендациям и делает правильнее выводы. К сожалению, не могу сказать, что это было на протяжении всего подготовительного периода и предыдущего сезона. Сергей привык больше доверять своему внутреннему пониманию, ощущениям, эмоциям. Сейчас мы с ним работаем очень слаженно, с хорошим взаимопониманием, и мы уверены, что к Олимпийским Играм Сергей на нескольких стартах выйдет на такой уровень, где сможет себя показать.
- Кстати, болельщики часто интересуются: в чем заключается роль капитана команды? Или это – по большей части формальная должность? - С одной стороны, формальная. Но с другой – это человек, который помогает решать организационные вопросы, которые не являются предметом решений тренерского совета. Ребята – непосредственные участники жизни команды, и их кто-то должен организовывать. Для этого есть капитан. Он должен собирать команду, отстаивать ее интересы, и если есть необходимость – говорить об этом на тренерском совете. Я бы сказал, что капитан – это первый помощник главного и старшего тренера.
- На стартующем завтра этапе Кубка мира Украину представит команда Б (разговор состоялся в среду вечером – прим. Е.Т.). Есть ли, на Ваш взгляд, сегодня в Антхольце ребята, которые способны конкурировать за место в олимпийской команде? - Это очень сложный вопрос. Но, откровенно говоря, если судить по результатам Кубка IBU, то спортсмены резерва пока даже Саше Беланенко проигрывают на ходу. Потому пока сложно говорить о том, что эти ребята на данный момент будут достойно выглядеть на уровне Кубка мира, и уж тем более – Олимпийских Играх. Это – хорошие спортсмены, у которых есть свой почерк, но к стартам на высшем уровне им еще надо подойти и функционально, и психологически. Но если они справятся со стрельбой, то в Антхольце вполне могут бороться за попадание в очковую зону.
- А самого Сашу Беланенко Вы еще рассматриваете, как кандидата на поездку в Сочи? - Мы еще не объявляли состав на Олимпиаду. Следует пройти еще все формальности – последние перед Играми этапы Кубка мира и Кубка IBU. После этого мы назовем состав, в который попадут сильнейшие на данный момент спортсмены. Могу сказать только, что мы уверены, что все, кто прошел подготовку в первой команде, заслуживают участия в Олимпийских Играх.
- В межсезонье произошли изменения в составе нашей сервис-группы. Как после этого в целом изменилась работы лыж? - Наши сервисмены очень хорошо себя зарекомендовали, и у них все отлично получается. Конечно, у любой команды бывают провалы со смазкой. Бывает, что и наши лыжи скользят не идеально. Но радует, что в 90% случаев нареканий работа сервис-группы не вызывает. Причем, подчеркну, что это именно наши ребята: Виталий Руденчик, Сергей Михайленко, Юрий Тевиков. Хотя с ними также работает молодой итальянец Кристиано Капитанио. И, главное, что у них есть практический опыт смазки лыж ведущим спортсменам. И мы четко видим, плохо это или хорошо. Пока что перевес в сторону «отлично», и мы очень благодарны ребятам за это.
- Из-за отсутствия снега в Отепяя, команде пришлось изменить место проведения сбора на Хохфильцен. В связи с этим Вы почувствовали какие-то неудобства? - Нет, абсолютно. Единственное, что здесь немного повыше, и пару дней придется поосторожничать с нагрузками для ребят. А условия для тренировок здесь отличные, абсолютно не хуже, чем в Отепяя.
- Почему женская и мужская команды, в отличие от предыдущих стадий сезона, сейчас тренируются в разных местах? - При выборе замены эстонской базе мы перебирали много вариантов, в том числе и Нове-Место. Но все-таки остановились на Хохфильцене, потому что там в Нове-Место в эти дни будет большое количество спортсменов. И для того, чтобы не стоять в очереди к установкам, не делить их с женской командой, мы приняли решение, что будет лучше, если команды будут готовиться отдельно, но каждая – в комфортных условиях. Сейчас мы абсолютно свободны и в графике работы, и в количестве установок на стрельбище. К тому же, спасибо австрийским организаторам, они не требуют с нас оплаты за тренировки. Такое отношение очень приятно.
- А сколько сейчас спортсменов уровня Кубка мира тренируется в Хохфильцене? - Как только мы приехали, то видели здесь австрийскую сборную ее основным составом, а также латыша Андрея Расторгуева. Сейчас, наверное, все они, кроме Расторгуева, уже уехали для участия в этапе Кубка мира в Антхольце. Но сейчас нашим ребятам не стоит обращать внимание на присутствие соперников, на которых они еще насмотрятся в течение двух недель, пока будет проходить Олимпиада. Сейчас надо сосредоточиться на себе – на своей работе, на своих возможностях.
- Что бы Вы ответили скептикам, которые сомневаются в возможностях наших ребят побороться за олимпийские награды? - Скептика не переубедишь, чтобы он стал оптимистом. Конечно, медали на Олимпийских Играх не может гарантировать никто. У нас есть только та команда, которую воспитывали на протяжении многих лет. И для того, чтобы выйти с нею на еще более высокий уровень, нужны годы работы. Пример – женская сборная, которая к сегодняшнему успеху шла много лет, переживая взлеты и провалы. И если сейчас мужская сборная действует по принципу: "Если не один, то другой, если никто – то команда", то для девочек он уже трансформировался в "И один, и другой, и команда". К этому же мы стремимся привести и наших мужчин. А болельщикам мне бы хотелось пожелать быть объективными и больше веры в нашу команду.
Беседовал Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Коментарі (Всього: 11)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцінки в останній гонці
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
357
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
122
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|