|
|
2014-12-02 13:56 | Надежда Белова: Результат складывается из целой жизни в спорте
|
|
|
Интервью с Надеждой Беловой было запланировано еще до старта Кубка мира, как и вышедшее в субботу - с Григорием Шамраем. Но поговорить со старшим тренером мужской сборной удалось только после стартовой гонки в Остерсунде, где наши ребята преподнесли приятный сюрприз, поддержав усилия девушек и приведя команду на высокое четвертое место. Тем не менее, разговор мы начали все-таки с предсезонной подготовки команды.
- Надежда Александровна, за год с небольшим Вы успели поработать и с женской, и с мужской сборными Украины. В чем были основные отличия в этой работе?
- В общем-то, с профессиональной точки зрения особых отличий не было. Ну а по жизни, конечно, между мужчинами и женщинами разница есть. С девчонками нужна особая деликатность, больше тонкой психологической работы, чувство момента – что, как и когда сказать. С ребятами посвободнее: они воспринимают конкретику и четкость. Если даже я где-то скажу более жестко, то они нормально на это реагируют и все выполняют. На мой личный взгляд, с ребятами работать проще, хотя и с девчонками не было никаких проблем.
Наверное, мне сложнее говорить о различиях, потому что вся команда у меня постоянно была на глазах – и в прошлом сезоне, и сейчас. И когда я стала работать с ребятами, то уже была хорошо знакома с каждым из них, знала характер и возможности спортсменов. И, глядя со стороны в прошлом году, уже тогда мысленно прикидывала, что могла бы сделать в работе, какие внести изменения. Но это практически у каждого тренера так: даже когда мы смотрим на иностранных спортсменов, подобные мысли посещают. Такое невольное тренерское состояние: постоянно что-то оценивать в работе.
- Мужчины во главе женских команд – не редкость, а вот тренерская работа на высшем уровне женщины с ребятами – не такое частое явление. Как у вас складывается взаимопонимание с подопечными?
- Возможно, это стоило бы и у самих ребят спросить. Но, во-первых, я работаю уже не первый год, и они давно меня знают. Точно так же, как их личные тренеры знают меня и как спортсмена, и как специалиста. Например, по той же работе со сборной Польши, где нам удалось добиться определенных результатов. Но вообще, отношение ко мне абсолютно нормальное, субординацию соблюдают. (Смеется) И, приятно, что тактичны, и, не забывая, что я – женщина, оказывают знаки внимания.
- Во время большинства контрольных стартов лучшим среди ребят был Сергей Семенов. Он созрел уже для роли лидера команды?
- Я думаю, да. Сергей очень фанатичен в спорте, в лучшем смысле этого слова. Биатлону он отдает себя вообще целиком, и мне как тренеру приятно это видеть. И уже своими результатами Семенов доказывает, что растет, и уже не довольствуется, скажем, двадцатыми-тридцатыми местами. Хотя в мировом, особенно мужском, биатлоне нельзя сказать, что это – плохие места. Но Сергей уже ощутил, что такое побывать в десятке, в шестерке, и сейчас нацелен только на такие результаты. И, думаю, психологически он к этому уже готов. А это самое главное, потому что работы можно «перелопатить» очень много, но если в характере нет лидерства, способности спокойно воспринимать себя на подиуме, не просто хотеть, а быть там, - на такое способен не всякий спортсмен. Сергей же, повторюсь, по моему мнению к этому уже морально готов.
- То, что сейчас с Вами работает Александр Владимирович Семенов (отец Сергея – прим. Е.Т.), помогает в становлении Сергея, как биатлониста, и как спортсмена высшего уровня?
- Само пребывание в команде отца, наверное, немного успокаивает Сергея. Хотя он достаточно самостоятелен и не обращается по каждому поводу за помощью. Признаюсь, я даже ожидала от них большего контакта, чем он сейчас есть на самом деле. Но это даже очень радует, потому что я в какой-то степени опасалась этой ситуации: отец и сын в одной команде – это не всегда хорошо. Но Александр Владимирович выполняет свою роль в команде и в работе объективен со всеми без исключения. Но, как мне кажется, само чувство того, что отец где-то рядом, даже без непосредственного контакта, морально очень поддерживает Сергея.
- Пополнение команды в лице Александра Жирного и Владимира Семакова серьезно усилило конкуренцию?
- Здесь даже сомнений не возникает – конечно, да. Я всегда выступаю за то, чтобы в команде была как можно более высокая конкуренция. Потому что без конкуренции команда не растет. А со стороны Саши и Вовы главное, что я вижу – серьезный настрой. Это не тот случай, когда спортсмен просто хочет побыть в команде, получить экипировку и уехать домой. Они хотят добиться высоких результатов и отдают себя полностью. В России у них остались семьи, и я немного боялась этой ситуации, что между сборами они постоянно будут рваться домой. Но нет: к работе они относятся очень ответственно, и если я говорю о том, что между сборами надо остаться и выполнить какую-то работу, они все рекомендации выполняют без каких-то попыток отговорок.
А что касается конкуренции, то и я, и, наверное, ребята, сразу ее ощутили. Я говорю не только о соревнованиях – даже в процессе тренировки это их постоянно подстегивает. Сейчас с нами тренировалось 10 человек, и команда подобралась настолько ровная, что каждый из них понимал: у всех есть шанс попасть на Кубок мира, но выступать там будут только пятеро. Конечно, Кубок IBU – тоже соревнования высокого уровня, но все хотят быть именно в первой пятерке.
- Какое впечатление осталось у Вас от летней работы молодых ребят – Тищенко и Ткаленко?
- У ребят чувствуется школа Николая Николаевича Зоца. Они исполнительные, дисциплинированные, с огромным желанием и амбициями попасть в первую команду. И своей работой постоянно пытаются доказать: мы ничем не хуже более опытных партнеров. Конечно, у каждого спортсмена есть свои нюансы, и я говорю не только о Тищенко и Ткаленко, но и о старших.
Я постоянно говорю: ребята, у нас работы еще очень много, и даже к этому сезону мы еще многого не сделали. Просто физически не успевали. Потому что в биатлоне совмещены два вида спорта, и если мы где-то уделяем больше внимания стрельбе, то не дорабатываем в функциональной подготовке, и наоборот. Конечно, тренер стремится выбирать золотую середину, но всегда хочется еще больше внимания уделить и первому, и второму компонентам. А если у спортсмена появляются какие-то грубые ошибки, то не всегда их можно исправить моментально – это все-таки люди, и каждому из них надо внутренне доказать, убедить, что это нужно сделать именно так. Кто-то воспринимает все сразу, а кому-то надо повторить десятки раз, прежде чем он сам прочувствует и поймет, что именно это нужно.
Чем мне нравится тренерская работа – в первую очередь тем, что она не банальна. Результат не зависит от банальных километров – он складывается из целой жизни в спорте. И я всегда говорю ребятам: нам не нужны механические километры и настрел. Если на тренировке выполнить работу, а придя домой сразу о ней забыть – ничего не будет: попробуешь год-два, и надо заканчивать, если ничего не получается. Либо надо перестраивать свое мышление. Результат приходит только тогда, когда спортсмен сам прочувствует и проанализирует каждый свой шаг в спорте. Конечно, тренеры могут давать рекомендации в тренировочном процессе, доктора дают рекомендации по питанию… Но пока спортсмен сам не осознает, что и для чего он делает (или не делает), настоящий результат не приходит.
- Уход из сборной Андрея Дериземли уже по ходу подготовительного периода – в большей степени кадровая потеря или шанс для молодых?
- Конечно, как тренер, я не ожидала, что Андрей уйдет в этом году. С ним мы связывали определенные планы и мысленно я просчитывала, как будет выглядеть команда, учитывая его роль в коллективе. И когда Андрей принял такое решение, то определенный сбой все-таки произошел. В принципе, любая неожиданность приводит к сбою. Было бы ему лет 25, я бы, конечно, отговаривала его от такого шага и, уверена, нашла бы аргументы. Но когда спортсмен в возрасте и у него появляется шанс построить свою карьеру после спорта, то не дать ему возможность себя попробовать просто нельзя. Я сама знаю, как тяжело найти себя после ухода из спорта. Хотя мне очень повезло, что я осталась в биатлоне, причем без особого перерыва между карьерой спортсмена и тренерской работой. А ведь многие уходят в никуда…
Андрей по-прежнему хочет тренироваться, и мы его не исключаем, как спортсмена. Он хочет выступить на чемпионате Украины. Опыт у него огромный, и иногда бывают такие чудеса, что спортсмен, отдохнув, немного потренируется и после этого показывает неплохой результат. Потому что за многие годы в спорте база у Дериземли наработана огромная. Другое дело – на сколько его хватит: на одну дистанцию, или, например, на целый чемпионат Европы. Но если Андрей покажет высокий результат на чемпионате Украины, думаю, справедливо будет дать ему возможность стартовать на чемпионате Европы.
- Помимо сборов и участия в летнем чемпионате мира, наша команда посоревновалась на открытом чемпионате Беларуси. Полезна ли такая практика взаимодействия с соседями с прицелом на будущее?
- Для нас это вообще получился отличный момент в подготовительной работе. На тот момент мы уже находились на таком уровне, что команде нужны были старты. Но старты не просто между собой (такие тренировки мы проводили и до того), а в сравнении с соперниками хорошего уровня. Раубичи у нас в планах подготовки были изначально. Но когда мы узнали, что примерно в эти же сроки там пройдет чемпионат Беларуси, то подогнали свои планы под эти сроки и согласовали с принимающей стороной наше участие в чемпионате. Получилось очень удачно. Там очень хорошая роллерная трасса, огромное стрельбище, и посоревноваться в таких условиях было очень здорово.
- В новом сезоне уже прошли первые старты. Почему именно такой состав ребят отправился в Бейтостолен и принял участие в первом этапе Кубка IBU?
- Начнем с Жирного – Саша должен был туда ехать, чтобы получить квалификацию на Кубок мира. Это был обязательный момент. Почему Прима? Когда мы стартовали контрольную тренировку в Тюмени, там у Артема была неудача: ему перепутали лыжи на старте. Потом в процессе тренировки он останавливался для их замены… Я сама была спортсменкой. И знаю, что на работе мышц такие моменты сказываются негативно, и как следствие – сбивается и стрельба. И мне не хотелось, чтобы Артем оставался в таком состоянии, на таком фоне, потому что понимала, что способен-то он на большее. Потому до Кубка мира ему надо было где-то стартовать, и поскольку появилась возможность относительно недалеко выехать на Кубок IBU, этой возможностью мы воспользовались. Виталика Кильчицкого изначально мы не планировали отправлять: должен был поехать Седнев. Я чувствовала, что Сергею еще не хватает стартов. Как раз в Бейтостолене были два спринта, дающие возможность хорошо разогнаться. Но, к сожалению, в Остерсунде Сергей заболел. Отправлять в Норвегию Семенова и Пидручного мы не могли, потому что я изначально запланировала их участие в смешанной эстафете, а для молодого Артема Тищенко эти старты могли оказаться лишней нагрузкой. Потому получился Кильчицкий. Физически он был в хорошем состоянии, и я посчитала, что один старт ему не повредит. Причем, сначала мы планировали один спринт, но потом на месте они с Александром Семеновым, который выезжал с ребятами, приняли решение стартовать дважды.
Почему у того же Кильчицкого старты в Бейтостолене? У нас пока не было разговора, ребята только вернулись из Норвегии (разговор состоялся в понедельник – прим. Е.Т.). Но мы с Виталиком обязательно поговорим, и в зависимости от результатов этого разговора вместе с Александром Владимировичем примем решение, на какой дистанции Кильчицкий будет стартовать в Остерсунде.
- Каково сейчас состояние Сергея Седнева? Будет ли он готов к личным гонкам Кубка мира?
- Сейчас он уже провел две скоростные тренировки и показал на них себя неплохо. В том числе и в стрельбе. Сам Сергей говорит, что в первый раз было тяжеловато, а сейчас он уже чувствует себя намного лучше. Но, опять же, решения по участию каждого спортсмена на той или иной дистанции мы будем принимать чуть позже.
- Традиционно ожидания болельщиков от нашей женской сборной выше, чем от мужской. Есть ли у ребят амбиции переломить тенденцию?
- Я считаю, что у них давно это есть. Когда я работала с женщинами, то и за ребятами, конечно, тоже наблюдала. И вот это повышенное внимание к женской сборной, наверное, местами было перебором. И в подсознании ребят это держалось: ну у нас же девчонки сильнее… А сейчас я им говорю: «Мужики, просыпаемся! Вы же сильные и можете работать на уровне и норвежцев, и россиян. Да, мы можем им проигрывать. Но проявлять себя в соперничестве с ними обязаны!» Я, как тренер, вижу, что физически они к этому готовы, надо еще больше добавлять характер. И, конечно, постоянно об этом говорить, верить в своих спортсменов, хвалить их. Но хвалить, конечно, обоснованно. У нас же отношение к мужской сборной всегда было вторичным. Но сейчас я, как тренер, стремлюсь переломить это отношение и самих ребят к себе, и отношение к ним со стороны.
- То есть, Вы будете приветствовать, допустим, отношение болельщиков к ребятам – тоже «по гамбургскому счету»?
- Мне хотелось бы, чтобы всегда была объективность. Нельзя гнобить спортсменов не по делу, но и не стоит завышать их достижения. Я тоже в разговорах с ребятами могу их и похвалить, и покритиковать. Потому что я вижу, сколько работы еще предстоит сделать и в плане стрельбы, и в функциональной подготовке. Но обязательно акцент надо делать на хорошем, тогда у человека появляется желание это делать.
Так же и информация, и отношение болельщиков – они должны быть объективны. Ну и вполне объяснимо, когда у спортсменов своей страны мы ищем позитив. Взять хотя бы воскресный микст. Да, есть нюансы, когда я оставалась недовольна. Но в тоже время, я видела настрой ребят. Я намеренно пошла не на стрельбище, а на трассу – хотела посмотреть, как они борются. Конечно, элементов для доработки еще масса. Но картина выступления в целом вчера была замечательная. К тому же, это был первый старт сезона, и никто не понимал, кто и на каком уровне сейчас находится – это я говорю не только свои ощущения, но и исхожу из разговоров с коллегами из других команд. И сейчас о наших ребятах я могу сказать, что каждый боролся и на самом деле проявил себя в этой эстафете.
- Приятным сюрпризом стало выступление ребят во время смешанной эстафеты. Что для Вас стало наиболее показательным в этой гонке?
- Как раз проявление характера. Допустим, стоя на подъеме, я увидела, как идет Дима (Пидручный – прим. Е.Т.), подкричала ему и увидела, как в нем будто проснулись дополнительные силы, появилась еще дополнительная резкость в движениях. Вообще, парень растет на глазах. В предыдущие годы он еще был молодым парнем. И его придерживали за спинами более опытных спортсменов. А сейчас я говорю: «Дима, всё – теперь надо стартовать все время пора себя показывать». И вчера он в принципе хорошо шел. Но на мой крик отреагировал и нашел в себе силы прибавить еще, подобрался вплотную к сопернику и вместе с ним пошел на спуск. И это приятно, потому что значит, что спортсмен слышит тебя, а не просто отрешенно на дистанции выполняет работу. Ну и само восприятие ребят меняется. Когда они видят, что сейчас проигрывают по две-три секунды тем соперникам, которым проигрывали по полторы минуты, то, естественно, это вдохновляет.
- На этап в Остерсунде заявлено сразу семеро наших биатлонистов. При насыщенной программе этапа можно ли ожидать, что все они получат шанс показать себя?
- Мне бы хотелось дать шанс выступить здесь всем ребятам. Будем надеяться, что все будут здоровы, и в этом случае мы найдем дистанцию для каждого.
- Возможно, Вы уже определились и с составом пятерки на индивидуальную гонку?..
- Точно будут стартовать Семенов, Пидручный и Тищенко. По двум оставшимся кандидатурам мы примем решение на основании разговора с ребятами и еще одной тренировки во вторник утром.
- Надежда Александровна, спасибо за интервью, и желаем, чтобы ребята под Вашим руководством продолжили радовать высокими результатами и себя, и тренеров, и своих болельщиков!
Беседовал Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Коментарі (Всього: 22)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцінки в останній гонці
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
376
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
126
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
37
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|