|
|
2012-01-17 08:09 | Руслан Лысенко: После медали чемпионата мира ребятам хочется доказать не случайность этого успеха
|
|
|
С нынешнего сезона наш сайт вводит новую рубрику «Экспертиза», в рамках которой мы будем предлагать видным экспертам украинского биатлона – функционерам, тренерам, известным в недавнем прошлом биатлонистам – проанализировать завершившийся этап Кубка мира. Открытие сезона в Остерсунде оценивала Елена Петрова, этапы в Хохфильцене комментировали Вячеслав Деркач и Нина Лемеш а стартам в Оберхофе давала оценку Татьяна Водопьянова.
Об этапе в Нове-Место мы поговорили с одним из лидеров мужской команды Украины первой половины прошлого десятилетия, двукратным призером чемпионатов Европы Русланом Лысенко. Сейчас Руслан является военнослужащим, но телевизионным болельщикам последних двух лет он известен как соавтор комментариев с биатлонных стартов в эфире телеканалов «Спорт-1» и «Первого национального».
- Руслан, по итогам этапа в Нове-Место, наверное, лишне спрашивать, кто Вас впечатлил больше всех в украинской команде? - Здесь картина более-менее ясна: по результатам команды действительно можно сказать, что Наталья Бурдыга оставила наиболее благоприятное впечатление. Что касается выступления других девушек, то однозначно говорить о том, что они выступили неудачно, нельзя. Те же Валя и Вита Семеренко на трассе показывали очень хорошую скорость, а на рубежах в их стрельбу часто вмешивался ветер. Где-то имели место и их ошибки, но и погода также сыграла свою роль. На этом этапе можно было воочию убедиться в роли Фортуны в спорте. Приезжает один спортсмен на рубеж – практически затишье, через несколько секунд подъезжает второй – начинает крутить ветер, флажки разлетаются в разные стороны… Порывы такие, что коврики заворачивает.
Что касается ребят, то хорошо зарекомендовал себя Артем Прима. Это молодая кровь нашей сборной. Артем ворвался в команду и, конечно, хочет доказать правомерность своих притязаний на место в ней, в первую очередь, результатом. Но пока рано делать глобальные выводы. Как говорят в боксе – отобрать пояс у чемпиона легче, чем его отстоять. Впрочем, Сергей Семенов, попав в команду, доказывает свою боеспособность и в гонках выглядит очень неплохо в сравнении с более опытными партнерами по сборной.
Я разговаривал с ребятами после их возвращения с первых этапов, и могу сказать, что в это межсезонье у них была очень серьезная горная подготовка. После медали чемпионата мира, конечно, в следующем сезоне хочется доказать не случайность этого успеха. И где-то этот энтузиазм их сейчас и подсадил. Потому что на высоте 1600 метров была проделана большая и довольно тяжелая работа, и если здесь в чем-то переусердствовать, то выходить из этого состояния можно довольно долго. Горы ошибок не прощают. Если же все проделано с умом, то выполненную работу просто надо переварить.
Но в целом я не могу сказать, что очень доволен выступлением нашей команды. Хотя, можно отметить, что такие результаты в данный момент довольно предсказуемы. Традиционно в нашей команде, и в те годы, когда я выступал – тоже, планировались два пика. Один – в декабре: так называемый малый пик, а второй – уже непосредственно на чемпионате мира. Поэтому в январе каких-то заоблачных результатов команда не показывала. Могут быть отдельные неплохие результаты, как в том же Оберхофе – «на свежачка». Но в связи с тем, что снежная обстановка в Украине не самая благоприятная, плюс переезды в Украину и обратно после первого триместра – все это не самым благоприятным образом сказывается на общей картине выступлений команды.
- В Кубке наций у женщин наша команда на 190 баллов отстает от Беларуси. Исходя из соотношения сил двух сборных, могут ли наши девчонки отыграть этот гандикап за оставшееся до конца сезона время? - Я думаю, и очень надеюсь, что смогут. Это не просто громкие слова и поддержка нашей сборной. Да, белорусская сборная добавила, и очень сильно. И это видно не только по Дарье Домрачевой, которая сейчас борется за кубок мира, но и по другим биатлонисткам команды: Дуборезовой, Калинчик, Скардино… В лыжном ходе они добавили явно, действительно «побежали». Конечно, бороться с такой командой будет непросто. Но, чем зубастее соперник, тем более серьезный настрой будет у наших девчонок. Я думаю, сейчас наши девушки пока далеки от своего оптимального состояния – они периодически «выстреливают» по-отдельности, а для того, чтобы бороться за командный зачет, четыре человека должны одновременно находиться в хороших кондициях. Но Григорий Шамрай – опытный тренер и я не сомневаюсь, что состояние наших девушек улучшится.
- В мужской команде лидером по результатам после Нового года является Артем Прима, также неплохо проявивший себя в Чехии. Как Вы считаете, есть ли смысл вводить его в состав эстафеты, или наша «наигранная» бронзовая четверка должна выступить в Рупольдинге в прежнем составе? - Исходя из той ситуации, которую я, как сторонний наблюдатель, могу видеть в нашей команде, то, думаю, есть смысл во вливании новой крови. Мне кажется, тренерам стоит попробовать Артема, потому что «накатанный» состав – это хорошо, но хотя бы один «железный» запасной в команде должен быть. К тому же, это будет держать в тонусе всех ребят за счет спортивной конкуренции. Но при этом отмечу, что это должен быть именно здоровый спортивный принцип – кто лучше, тот и бежит. С другой стороны, надо избежать мандража, когда спортсмен проваливает один старт, и теряет место в основе. Хорошо в этом плане высказалась Магдалена Нойнер после своей провальной эстафеты, когда отметила, что не ощущает комплексов и не зацикливается на своей неудачной стрельбе. Важно, чтобы такой зацикленности на провалах не было и у наших ребят. По своему опыту знаю, что психологически это очень сильно давит. А на трассу надо выходить раскрепощено-собранным. И в этом плане я считаю, что попробовать Артема в эстафете – в Антхольце или в смешанной в Контиолахти – есть смысл.
- Но Артема уже пробовали в Оберхофе, где он заменял Сергея Седнева, и там ушел на четыре штрафных круга в лежке… - Простите, но Вы же видели в какой ситуации он стрелял лежку… Да, на чемпионате мира тоже нельзя гарантировать идеальные условия, это биатлон. Но даже из плохого надо делать правильные выводы. Сам Артем говорил, что после первого промаха он начал делать поправки. Сначала в одну сторону, потом – в другую… А в сильный порывистый ветер ни в коем случае этого делать нельзя, надо пытаться стрелять с выносом. Возможно, это приходит с опытом, может быть, Артем сам это должен прочувствовать. И в той ситуации, насколько я успел заметить стрельбу Примы, возможно, сработал мандраж, растерянность. Ведь потом на стойке он собрался и отработал чисто. А проблемы с лежкой? Насколько я слышал отзывы об Артеме, он очень трудолюбивый, серьезный парень. И я не исключаю, что в той ситуации он просто перестарался, переконцентрировался. Но не стреляя плохо, человек не сможет стрелять хорошо. Сделать плохой выстрел и проанализировать причину, почему это произошло, гораздо более ценно, чем сделать хороший выстрел. Но важно, чтобы это не стало закономерностью.
- Мужская команда в целом, хотя и показывает определенный прогресс, но результатами пока не очень радует. За исключением эстафет, мест в десятке больше нет. Видите ли Вы, за счет чего команда может достичь целей в Рупольдинге, или опасения болельщиков имеют под собой основания? - Биатлон не стоит на месте. Конкуренция очень сильно выросла, особенно в мужских соревнованиях. К примеру, если раньше Уле-Айнар Бьордален и Рафаэль Пуаре, по сути, вдвоем разыгрывали Кубок мира, то в прошлом году я не успевал следить за тем, кто сейчас выходит в желтой майке – настолько частыми были смены лидера. Прежде всего это происходит за счет выравнивания скорости спортсменов. Опять же, если в годы моих выступлений норвежцы были на голову сильнее всех, и могли с легкостью позволить себе круг-два в спринте, то сейчас такие ошибки, как правило, выталкивают их с подиума. Биатлон развивается просто сумасшедшими темпами, и тренеры команды, руководители федерации просто обязаны быть в курсе всех тенденций, чтобы идти в ногу со временем.
Нас в очередной раз в межсезонье подвела организационная система в том плане, что при бесснежии в Шушене ребята не смогли оперативно сменить место подготовки. Другие команды в отсутствие надлежащих условий срываются и оперативно меняют место сбора. Мы же при таком повороте событий очень сильно теряем в деньгах и часто не можем себе позволить подобного. Конечно, для того, чтобы давать оценку ситуации, надо находиться в команде и видеть все изнутри. Но насколько я могу судить, проблемы в межсезонье стали определяющими в декабрьских результатах нашей сборной. Но я надеюсь, что к чемпионату мира все будет по-другому.
Стадион в Рупольдинге находится в среднегорье. И тот же Роман Прима не раз отмечал, что это – его трасса. И у него реально есть ход. И если Роману удастся отобраться в состав на чемпионат мира, то можно надеяться на достаточно высокий результат. И даже Василий Павлович Карленко говорил в одном из интервью, что если ход есть, то можно ожидать, что когда-то он совпадет с точной стрельбой. Я понимаю, что это немного дико звучит – ждать, когда сойдутся звезды. Но, скажем, не в обиду Олегу Бережному (я его хорошо знаю, и у нас с Олегом хорошие личные взаимоотношения), ему даже при нуле рассчитывать на высокие места сложно. Поэтому, мне кажется, Роман Прима в этом смысле выглядит более выгодно. Опять же, можно взять человека, который стрельнет ноль, будет в двадцатке – и радоваться этому. А можно пойти на определенный риск и сделать ставку на скоростного, но не очень стабильного в стрельбе спортсмена и надеяться, что в нужное время и в нужном месте эти два компонента у него все-таки совпадут. Ведь у нас есть пример Лилии Ефемовой, которая в олимпийский сезон особо не блистала, а в Турине завоевала бронзовую медаль.
- Российская сборная демонстрирует сейчас очень высокий уровень готовности. Не опасно ли пребывать на пике формы за полтора месяца до чемпионата мира? - Если команда действительно на пике – то да, опасно. Скажем, для меня удержать форму на протяжении полутора месяцев было не реально, максимум – недели две. Но, говоря о сборной России, надо понимать, что после неудачного чемпионата мира в Ханты-Мансийске им надо года два еще показывать те результаты, которые есть сейчас, чтобы реабилитироваться перед руководителями и болельщиками. Ведь в отношении россиян было очень много скепсиса, ненужных обсуждений… Вспомните: руководство меняло тренера команды прямо по ходу гонки. И я могу себе представить, какой прессинг испытывала команда в целом. Сейчас же я только радуюсь за наших соседей, с оговоркой, что мне бы хотелось, чтобы и наши спортсмены были в числе призеров.
Возвращаясь к вопросу о пиках формы, важно, насколько тренированность спортсмена позволяет удержать высокий уровень готовности. Ведь для чего тренируется спортсмен весь год? Именно для того, чтобы научиться как можно дольше удерживать пик формы. При этом все функции организма работают на поддержание высокого уровня, и сам организм подвержен малейшим заболеваниям. Малейший ветерок - и как минимум насморк обеспечен.
Да, есть тренировки, которые позволяют «присадить» пик формы, но не утратить функциональные возможности полностью. Но лично для меня, повторюсь, вопросы удержания формы на длительный период были крайне сложными. Вспомните, как после удачного этапа в Поклюке прошлом году Сергей Седнев отметил свое хорошее самочувствие, но опасался, что оно пришлось на такую раннюю часть сезона. Что касается россиян, то мы не знаем всех тайн команды. Может быть, это у них еще первый пик.
- А можно ли вообще сделать два пика с таким коротким временным интервалом? - Думаю, вряд ли. Хотя многие спортсмены отмечали большую предсезонную работу. И, возможно, учитывая довольно поздний чемпионат мира, команды где-то затягивают с первым пиком, чтобы попозже выйти на второй. Но все же, я считаю, что на два пика в пределах полутора месяцев выйти не реально. Тем более что в этот период идут старты. Другое дело – если провести один-два старта, а потом проделать специальную работу… Здесь же идет борьба в Кубке мира и я думаю, что в данном случае спортсмены будут ориентироваться уже по ситуации.
- То есть, если кого-то мы сейчас не увидим на ближайших этапах, - значит спортсмены ушли на целенаправленную подготовку к чемпионату мира?.. - Да. В этом случае уже тренеры рассматривают важность тех или иных приоритетов в сезоне К примеру, в прошлом году у нас Валя Семеренко хорошо шла в общем зачете, поэтому даже в ущерб целенаправленной подготовке поехала на заокеанские этапы. Но иногда тренеры видят, что спортсмен не в состоянии вытянуть всю программу Кубка мира, и есть смысл подготовить его к одному конкретному старту.
- Этап в Нове-Место оказался богат различными нестандартными ситуациями: начиная с аномального ветра, и заканчивая стрельбой ряда спортсменов не по своим установкам и незакрывшейся мишенью при попадании Арнда Пайффера. Не смущает ли все это в связи с проведением в Чехии чемпионата мира в 2013 году? - В Нове-Место выступать мне не приходилось. Но, скажем расположение стрельбища, насколько это можно было увидеть из телекартинки, там довольно открытое. Но в разные периоды года ветер также может быть различный. Кажем, тот же Оберхоф, когда там проводились чемпионаты мира, встречал вполне приемлемой погодой, а вот сразу после Нового года там в последнее время, как правило, очень сложные погодные условия. А организационно этап Кубка мира и чемпионат мира – два очень разных турнира. И у тех же организаторов будет намного более ответственное отношение.
Что касается ошибок самих спортсменов, то, возможно, сыграл свою роль фактор расслабленности. Может быть, после Оберхофа они надеялись, что такой сложной погоды уже не будет, а на деле получилось еще хуже. И морально к этому не все были готовы. Плюс – довольно тяжелая трасса. К примеру, женщины отмечали, что после старта перевести дух на трассе можно только через полтора километра.
- А вообще, насколько правильно со стороны IBU устраивать чемпионаты мира в местах, где нет устоявшихся традиций проведения этапов Кубка мира? Много нареканий вызвал, к примеру, чемпионат в Корее… - По прошествии многих лет замечаю, что те страны, которые традиционно находятся в стороне от проведения крупных биатлонных соревнований, к проведению Кубка мира относятся с какой-то неоправданной легкостью. Особенно это касается заокеанских и дальневосточных стран. Зачастую у них прослеживается какой-то момент неготовности в сравнении с теми странами, которые привычно принимают этапы Кубка мира. Возможно и поэтому в том же Пхенчхане результаты многих сборных были далеки от идеала. Соревнования нужно делать такими, чтобы были приятны и болельщикам, и самим спортсменам. А мы помним, сколько нареканий вызывала трасса в Корее. Там была масса падений, поломок… Да, можно и на горнолыжном спуске нарезать трассу, но надо же с умом ко всему подходить. Может быть, местной публике интересно и весело, когда спортсмен приезжает согнутый пополам и с поломанной винтовкой, но, повторюсь, приятные впечатления должны оставаться не только у болельщиков, но и у спортсменов. Мне приходилось соревноваться и в Нагано, и в Солт-Лейк-Сити, но выступать в Европе было приятнее, даже чисто психологически.
- Спортсмены чувствуют на себе организационные неурядицы? Как они к этому относятся? - Спортсмен к этому приспосабливается. Да, могут на пристрелке высказать тренерам недовольство например тем, что где-то снега мало насыпали. Но в Европе этим моментам всегда уделяют намного больше внимания, и такие претензии крайне редки.
- Следующий этап пройдет на высокогорье, в Антхольце. Насколько большое значение будет иметь фактор адаптируемости спортсменов к высоте на этом этапе? - Я думаю, нашим ребятам должно быть немного полегче, потому что, во-первых, приезжают туда спортсмены немного заранее, а во-вторых, там проводились летние подготовительные сборы. Но в вопросах адаптации к высоте многое зависит от характеристик самого организма. Кроме того, немаловажно то, где будут жить спортсмены. Если внизу, то восстановление происходит быстрее. С другой стороны, если жить повыше, ближе к стрельбищу – в этом есть свои преимущества. Но в горах восстановление происходит медленнее. В горах состояние спортсмена может очень сильно колебаться. Например, я вспоминаю, как после тренировки мог чувствовать себя настолько плохо, что готов был отказывать от старта. А потом на утро состояние вполне хорошее и результат в гонке получается неплохим. Но и колебания в состоянии спортсмена могут быть очень значительными.
- Юля Джима и Сергей Семенов уже неделю готовятся в Антхольце. Должно ли это благоприятно сказаться на их выступлениях на предстоящем этапе? - Думаю, это только плюс. Возможно, тренеры учитывали индивидуальные особенности их организма, который требует боле длительной адаптации. Кроме того, нельзя забывать о том, что ребята готовятся к чемпионату Европы, а накануне таких стартов горная подготовка способствует естественному повышению уровня гемоглобина в крови. И этап в Антхольце очень благоприятен в этом отношении: спортсмен может поработать в горах, а потом проверить себя на фоне этой работы в соревнованиях. Но в подготовке и к чемпионату мира, и к чемпионату Европы, важно не упустить очень тонкий момент акклиматизации и реакклиматизации.
Беседовал Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Коментарі (Всього: 30)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцінки в останній гонці
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|