|
|
2013-01-08 23:10 | Ирина Меркушина: Все наши спортсмены плавно набирают форму
|
|
|
В предыдущем сезоне наш сайт ввел рубрику "Экспертиза", в рамках которой мы обсуждали закончившиеся этапы Кубка мира с известными в прошлом спортсменами, а также функционерами нашего биатлона. Рубрика получилась достаточно популярной, и мы решили ее продолжить. Открывала новый сезон Нина Лемеш экспертизой стартового этапа Кубка мира в Остерсунде, старты в Хохфильцене анализировала Валентине Цербе-Несина, а этап в Поклюке прокомментировал Василий Мукшин.
Первый посленовогодний этап, прошедший в Оберхофе мы предложили обсудить серебряному призеру чемпионата мира, двукратной медалистке чемпионатов Европы Ирине Меркушиной. Сейчас Ирина работает старшим преподавателем кафедры спорта в Тернопольском национальном экономическом университете, параллельно помогая в подготовке спортсменам-студентам. Кроме того, она активно занимается тренерской работой с подрастающим поколением, ведя группу юных биатлонистов 1996-го года рождения в спортобществе «Динамо».
- Ирина, спрашивать о впечатлениях от выступлений нашей команды в Оберхофе, наверное, бессмысленно. Наверняка они положительные. Но как Вы думаете, мы увидели максимум в исполнении украинцев, или еще чувствуются резервы?
- (После некоторой паузы) Да нет, это же только начало сезона, чемпионат мира впереди, какой может быть максимум? Не пугайте так. (Смеется) Конечно, у каждого спортсмена должны быть какие-то резервы. Если бы они целенаправленно готовились к этому этапу, то на чемпионат мира следовало бы смотреть с изрядной опаской. Я надеюсь, что все наши спортсмены плавно набирают форму, и у каждого из них еще есть существенные резервы.
- Можно сказать, что победа женской эстафеты с 45-секундным перевесом – серьезная заявка на золото чемпионата мира?.. - Конечно, можно. Команда у нас довольно сильная и ровная, в сравнении с соперницами из других стран. И хотя тренеры некоторых сборных решились на определенные эксперименты с составами, а кому-то не повезло со стрельбой или падениями на трассе, тем не менее, состав нашей команды позволяет бороться за самые высокие места. Мы ведь в свое время тоже не думали, что можем на равных соперничать с теми же сборными России или Германии. Но на этапах Кубка мира поначалу стали попадать в тройку, и гордились этим достижением. А позднее команда созрела даже для побед в Кубке мира. Поэтому, у команды есть свой имидж, и по крайней мере в тройке сильнейших они должны быть. Хотя выигрыш – это, конечно, лучший вариант.
- Какой из двух вариантов расстановки в эстафетах этого сезона Вам понравился больше? - Думаю, то, что тренеры поставили на первый этап Юлю Джиму – это нормально. (Разговор состоялся до оглашения составов на эстафету в Рупольдинге – прим. Е.Т.) Потому что на первом этапе есть некоторый запас хода, в том смысле, что пока спортсменки разбираются на трассе, пока выстроятся – есть возможность компенсировать недостаток скорости на трассе. Да и характер у Юли подходящий.
- Наталья Бурдыга еще может включиться в борьбу за попадание в эстафету чемпионата мира? - Нельзя с уверенностью сказать, что команда будет выступать именно в таком составе всегда и везде. И даже если рассматривать как базовый именно этот вариант, то все равно Наташа должна быть наготове – вдруг кто-то заболеет или потеряет форму. Но на данный момент Юля довольно уверенно заняла свое место в команде. И то, что она стала в Оберхофе шестой в спринте – лишнее тому доказательство. Пока экспериментировать, как мне кажется, не надо – разве что попробовать другие варианты с расстановкой: например, попробовать ту же Джиму на разных этапах. Потому что три другие девочки – это уже проверенные бойцы, а возможности Юли для эстафеты еще надо изучить более полно.
- Сейчас две наших девушки борются за десятку общего зачета. Концентрация на этой борьбе может помешать им на чемпионате мира? - Знаете, медаль чемпионата мира имеет особый вес, и достижения в Кубке мира не идут с нею ни в какое сравнение. Но Кубок мира нужен спортсменкам для того, чтобы они показали свой профессионализм. С каждым стартом они отшлифовывают свои навыки, утверждают свое место в мировом биатлоне… Если говорить о деньгах и возможности заработать – это не должно помешать, а, наоборот может дополнительно подстегнуть. Но пик формы все равно должен приходиться на чемпионат мира – форсирование подготовки к этапам Кубка мира допускать нельзя, иначе будут сложности с главным стартом сезона.
- Спортсменки могут самостоятельно регулировать тренировочные нагрузки с тем, чтобы быть в форме здесь и сейчас? Или все это четко можно контролировать тренерам и где-то «придержать» подопечных при необходимости? - Самому спортсмену форсировать свою форму, наверное, не получится. Здесь все равно в первую очередь играет роль тренерский подход – именно наставники планируют нагрузку для спортсмена и рассчитывают фазы его готовности. Если бы я была в подобной ситуации, как действующая спортсменка, то в первую очередь задавала интересующие меня вопросы тренеру. Стоит ли в данный момент больше тренироваться, нужно ли сейчас выходить на более высокий уровень результатов. И тренер, в свою очередь, должен спортсмену объяснить, почему в данный момент тренировочный процесс строится так, а не иначе.
Если, допустим, я чувствую по своему состоянию, что идет форсаж подготовки, то спрашиваю тренера, готовимся ли мы именно на первые три этапа, или на сезон целиком. Ведь, не исключено, что в интересах команды разные спортсмены могут выводиться на более высокий уровень готовности в различных частях сезона. Но в любом случае, я, как спортсменка, должна услышать четкий ответ на свой вопрос – и тогда я не буду дергаться, переживать, а с четким пониманием процессов буду подходить к работе. То есть, в первую очередь, важны диалог и взаимопонимание между тренером и спортсменом.
Я как-то разговаривала со своей знакомой, доктором биологических наук, работающей во Львове. И она сказала: "Результат спортсмена складывается из трех составляющих. Первое – это желание спортсмена, второе – это желание тренера, и третье – это возможности того и другого. Выпадает что-то одно и рушится всё." Поэтому контакт между ними обязателен, и если доверия нет, спортсмен может начать метаться и подходить к работе не системно. Но я уверена, что у нас, тем более на уровне национальной команды, такого не должно быть в принципе.
- Чем можно объяснить такой парад промахов лидеров женского персьюта? До стрельбы Ольги Зайцевой казалось, что первая установка заколдована… - (Смеется) Моей первой реакцией также было подозрение на то, что установка не срабатывает. Но потом, посмотрев на съемку камер, показывающих стрельбу, увидела, что у Гёсснер был конкретный разброс точности в лежке – чуть ли не в белое стреляла. Скорее всего, здесь сыграл свою роль эмоциональный фактор. То, что они пришли лидерами, на первую установку. Ну и у Гёсснер, к примеру, на первом круге ритм и шаг был такой, будто она на финиш идет. Андреа Хенкель, хоть и обладает огромным опытом и славится своей выдержкой, но перед домашними трибунами тоже не сумела совладать с волнением – мало ли, какие мысли были в ее голове: может быть, там уже медаль в глазах была вместо мишеней…
- Плавно перейдем к мужчинам. Как Вы думаете, с точки зрения реализации потенциала эстафеты, кто добился более значительного результата – мужчины или женщины? - Ну здесь нельзя абстрагироваться от того, что женщины выиграли свою гонку, да еще и с очень солидным запасом. Ребята тоже очень неплохо шли, но несколько лишних запасных патронов отбросили их за черту призеров. С другой стороны, мужчинам нужно дать некоторую фору, потому что уровень конкуренции у них выше и жестче. И на этом фоне они тоже выступили очень хорошо. И тем не менее, предпочтение в этом вопросе я бы отдала женской команде.
- После успешной эстафеты неприятно удивили в личных гонках Артем Прима и Андрей Дериземля. Такие результаты должны вызывать тревогу на данном этапе подготовки к чемпионату мира? - Конечно, на данном этапе это тот уровень, который уже требует определенной корректировки. И к такому результату нужно относиться более серьезно. И пока есть запас времени, надо им воспользоваться, чтобы исправить определенные моменты. Что именно и как именно исправлять – это уже решать тренерам, непосредственно работающим с биатлонистами. Но работать есть над чем – это однозначно.
- Учитывая этот спад, имеет ли смысл в Рупольдинге прибегнуть к ротации в составе эстафеты, или лучше «наигрывать» избранный состав, экспериментируя только с расстановкой? - Если начинать спонтанно что-то менять – это чревато. Эстафета должна «наигрываться» заранее – как основной состав, так и те запасные, которые могут подстраховать на случай необходимости замены. И потенциальные участники эстафеты должны просматриваться уже летом и на этапах кубков Европы. И тем не менее, такие замены содержат определенный риск. Допустим, появляется молодой парень, который потенциально показывает себя очень неплохо. Но потом он вышел в эстафете, разволновался – и тут же настрелял… Я сама была в подобной ситуации, и знаю, что в эстафете лучше быть уверенным в себе и в своем месте в команде.
- Да, но у нас ситуация несколько другая. Саша Беланенко в начале сезона, видимо, рассматривался, как железный эстафетчик, свидетельством чему был его старт в миксте в Остерсунде. Но потом несколько неудачных стартов на первых двух этапах Кубка мира исключили его из состава команды. А сейчас, как показал Оберхоф, Саша «оживает»… - Здесь нужно полагаться на решение тренеров. Они готовят спортсмена и понимают, какую нагрузку он получил и как ее способен переварить. Если тренеры считают, что Саша имел тяжелый ход вследствие переваривания предсезонной нагрузки, то сейчас, видя его оживление, могут рассматривать его, как члена эстафетной команды. Тем более, Беланенко – боец проверенный. Если же, согласно планам подготовки, спортсмен должен показывать высокие результаты, а на самом деле идет в яму, то получается, что он не переварил нагрузки, и в таком случае нуждается в замене. Но в любом случае, запасные варианты должны быть всегда, и они должны не только иметься в виду, но и проверяться на практике.
- Год назад российские мужчины также феерили в январе, но на главном старте выступили неудачно. Нет ли риска повторения ситуации? - В этом сезоне я больше уверена в российских мужчинах. Они сейчас тренируются под руководством Николая Лопухова, который пришел из лыжных гонок. И, возможно, он сумел найти изюминку в подходе к спортсменам, растормошить их, повысить потенциал. И, я думаю, зная опыт прошлогодних ошибок, в этот раз они подобного провала не допустят. Посмотрим.
- На противоположном полюсе – Тарьей Бё, который довольно невзрачно вернулся в Кубок мира. Это стоит списать на первые старты после большого перерыва? - Конечно. Во-первых, дала о себе знать болезнь, во-вторых, он не мог стартовать долгое время. И я могу предположить, что весьма продолжительное время он просто катался, набирал какую-то базовую, ровную работу, чтобы не форсировать подготовку и не "посадить" себя заранее. Поэтому, зная принципы наращивания "быстрых" мышц, я думаю, что сейчас он будет потихоньку разгоняться.
- Любопытный эпизод случился в мужском персьюте, когда Уле-Айнар Бьорндален был оштрафован за фальстарт. Подобные ошибки можно объяснить у молодежи, но норвежец – один из самых опытных в современном биатлоне… - Несмотря на весь свой опыт, думаю, Уле-Айнар мог попросту переволноваться на старте. Возможно, над ним довлело желание побыстрее рвануть в гонку, отыгрывать время и позиции… Ведь на старте важны даже малейшие детали – вплоть до того, как ты палки поставишь. Ему же хотелось поскорее набрать скорость, и это желание сыграло с ним злую шутку.
- Начало января в нашей команде часто ознаменовывалось некоторым спадом формы. В этот раз подобного нет и в помине. Мы научились минимизировать потери, или уровень сборной вырос настолько, что сезон можно проходить без существенных спадов? - Я думаю, что большого спада в январе, возможно, и не должно быть. Перед сезоном спортсмен набирает базовую подготовку, а в течение сезона через старты поднимает свою готовность, разгоняется. Потом, когда накапливается небольшая усталость – идет перерыв в Кубке мира, и это не тот случай, когда можно упасть в яму. Потом спортсмен немного откатывается, восстанавливается психологически. И дальше через подводку, через скоростную работу можно выйти на пик к чемпионату мира. А спад при таком варианте может пойти весной, на фоне сезонной усталости, когда организм уже выдает пик формы на чемпионате мира. Но если базовая подготовка была недостаточная или неправильно спланирована - провал закономерен.
- На основании этого, чего Вы ожидаете от нашей сборной в Рупольдинге? - Думаю, в Рупольдинге все будут стараться выступить достойно, и это касается не только нашей команды, но и соперников. Тем интереснее будет смотреть гонки. И Рупольдинг – это такое уникальное место, где практически у всех стрельба получается очень хорошо, потому что ветра нет и условия на стрельбище практически идеальные. Понятно, что ждем хороших результатов от наших девочек. Но и ребята, если разберутся со стрельбой, могут показать нормальный результат. В любом случае, наблюдать за гонками будет очень интересно.
Пользуясь случаем хочу поздравить всех с Рождеством Христовым! И пожелать радости, благодати и Божией милости.
Беседовал Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Коментарі (Всього: 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцінки в останній гонці
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|