|
|
2013-01-22 00:36 | Надежда Белова: Наша команда готова бороться за медали
|
|
|
В предыдущем сезоне наш сайт ввел рубрику "Экспертиза", в рамках которой мы обсуждали закончившиеся этапы Кубка мира с известными в прошлом спортсменами, а также функционерами нашего биатлона. Рубрика получилась достаточно популярной, и мы решили ее продолжить. Предыдущие этапы Кубка мира анализировали: Остерсунд – Нина Лемеш Хохфильцен – Валентина Цербе-Несина Поклюка – Василий Мукшин Оберхоф – Ирина Меркушина Рупольдинг – Вячеслав Деркач
Наш собеседник в оценке этапа Кубка мира в Антхольце – Надежда Белова – чемпионка мира в эстафете 1986 года и серебряный медалист того же чемпионата в спринтерской гонке. После работы со сборной Польши Надежда Александровна вернулась в Украину и сейчас занимается тренерской деятельностью, являясь, среди прочего, личным тренером чемпионки Украины нынешнего сезона Ольги Абрамовой.
- Надежда Александровна, результаты прошедших в Антхольце стартов стоит рассматривать, как самодостаточные, или сквозь призму предстоящего чемпионата мира? - Я считаю, что нельзя на эти старты смотреть безотносительно чемпионата мира. Соревнования в Антхольце стали последней проверкой сил, огромной пищей для размышлений тренерам, которые увидели, в каких моментах их подопечные уже находятся в хорошем состоянии, а над чем еще предстоит поработать. Как раз до чемпионата мира еще есть время, чтобы поправить проблемные моменты.
- В таком случае, какова Ваша общая оценка итогов очередного этапа Кубка мира для сборной Украины? - Если говорить в общем, то видно, что команда способна бороться за высокие результаты – как у женщин, так и у мужчин. Конечно, есть и отдельные недоработки. Где-то не получается стрельба, где-то не совсем устраивает ход. Но это касалось именно этого конкретного этапа. А в целом, я считаю, что у нас очень хорошая команда.
- Насколько вообще готовность спортсменов в Антхольце можно проецировать на чемпионат мира, с учетом высокогорности стадиона и почти трехнедельного перерыва до стартов в Нове-Место? - Я думаю, соревнования на высоте должны положительно повлиять на результаты наших спортсменов на чемпионате мира. Может быть, даже в какой-то мере принеся в жертву локальные успехи на этом этапе. Наша сборная в этот раз жила на высоте, при том, что большинство команд сейчас предпочитают жить пониже, чтобы восстанавливаться быстрее. А жить на высоте и стартовать на этой же высоте – довольно сложно. И благодаря этим жертвам, будем надеяться, украинцы смогут на чемпионате мира показать более высокие результаты.
- Как Вы считаете, почему другие команды отказались от такого варианта проживания? Они не готовятся к чемпионату мира? Или жертвы Кубком мира они считают неоправданными? - Я знаю, что буквально в 200 метрах от стадиона есть отель, в котором на протяжении нескольких лет подряд жили немцы, норвежцы, шведы… Но в последние три-четыре года они все переселились и живут ниже. Вообще, мне сложно говорить о мотивах других команд. Наверное, кто-то хочет именно на этом этапе заработать хорошие кубковые очки – наверстать то, что, возможно, было упущено ранее.
Но здесь есть еще один нюанс. После окончания этого этапа Кубка мира все разъезжаются на последний перед чемпионатом мира подготовительный сбор. И тем сборным, которые не планируют продолжения подготовки в горах, подниматься вверх просто нет смысла. Потому что для получения эффекта надо пробыть в горах определенное количество дней. Но это мое мнение, а у каждого тренера может быть свой подход.
Кроме того, важно восприятие высоты каждым конкретным спортсменом. Есть биатлонисты, которые просто физиологически не могут показывать хорошие результаты на высоте. У нас часто говорят «равнинный спортсмен» или «горный спортсмен». Поэтому, готовясь к каждому чемпионату мира, тренеры просчитывают, где и сколько жить, как готовиться…
- В личных гонках победы одерживали Анастасия Кузьмина и Антон Шипулин, которые в Антхольце уже добивались подиумов и побед, в тройку забежал Даниэль Мезотич, который пять из своих шести подиумов добыл именно на этом стадионе. Антхольц – какое-то очень особенное место? Потому что в такой же высокогорной Поклюке совсем не обязательно просматриваются те же тенденции. - В Поклюке совершенно другой климат, и это также оказывает существенное влияние. Да и высота там пониже, чем в Антерсельве. А что касается «горняков», то просто спортсмены предрасположены к хорошему выступлению в горах. У них быстрее проходит восстановление, не закисляются мышцы, не так сильно поднимается пульс, они быстрее адаптируются к высоте, у них натуральным способом поднимается гемоглобин в крови – все это позволяет легче переносить нагрузки, быстрее бежать.
Например, некоторые спортсмены, приезжая на высоту, на первом старте чувствуют себя хорошо, а на втором-третьем – уже нет. А не хватает их как раз из-за медленного восстановления. А есть абсолютные противоположности. К примеру, по работе в Польше такой яркий пример – Томаш Сикора. В Антхольце он себя всегда чувствовал хорошо. Да, на равнине он тоже показывал неплохие результаты, но мы всегда знали: если чемпионат проходит на высоте, то у Томаша все будет хорошо.
- Елена Пидгрушная и Сергей Седнев на протяжении всего этапа показывали довольно высокий уровень готовности. У других спортсменов, напротив, был заметен некоторый спад. Что на Ваш взгляд, должно вызывать бОльшее опасение за три недели до чемпионата мира? - Как тренер, я считаю, что ни то, ни другое не должно вызывать серьезного беспокойства. Поскольку я не считаю, что, например, Лена Пидгрушная сейчас уже подошла к пику формы. Да, она сейчас в хорошем состоянии. И даже хорошо, что от старта к старту Лена выступает уверенно, чувствует, что может бороться со всеми, не взирая на имена. То, что Валя и Вита функционально еще не на оптимальном для себя уровне – это тоже не трагедия. Думаю, за оставшееся время тренеры успеют подготовить их и привести в хорошую форму. Поэтому, чрезмерных опасений состояние никого из наших спортсменов вызывать не должно.
- А простуда Артема Примы, который только приступил к тренировкам после пропуска двух этапов Кубка мира, может позволить ему подойти к Нове-Место во всеоружии? - Я недостаточно хорошо знаю Артема, чтобы сказать, насколько быстро он входит в форму. Но он – спортсмен молодой, амбициозный, любит спорт, и, я думаю, при помощи тренеров ему по силам хорошо подготовиться к Нове-Место. Единственное – у него мало соревновательной практики накануне чемпионата. И это может вызвать у него опасения первого старта на турнире, потому что он давно не проверялся в боевых условиях, не знает, на каком уровне находится. Только это, возможно, будет его немного сдерживать. Но в молодом возрасте это переносить проще.
Кроме того, Артем – не закрепощается, чувствует себя свободно и раскованно. И, если, допустим, сравнивать их с братом, то я считаю, что Роману как раз не хватает вот этой свободы. Ведь не на каждый старт надо настраиваться на победу – победа приходит тогда, когда ты просто работаешь, переключаешься на стрельбу, на бег, но не думаешь о конечном результате. Сказать это легко, но сделать – чрезвычайно сложно. Сейчас у молодежи модное слово «пофигист» - оно плохое и мне не нравится, но довольно точно отражает необходимое в данном случае отношение. То есть, важно с легкостью относиться к результату, не принимать его слишком близко к сердцу. Потому что выходить из этого состояния очень тяжело. Роман же от себя требует слишком много – он на каждый старт идет, как на войну. Хотя я, вспоминая свою карьеру, его прекрасно понимаю. Артем же более свободно к этому относится, насколько я могу судить со стороны. И вот этот характер может помочь ему войти в форму быстрее.
- Яна Бондарь и Дмитрий Пидручный показанными результатами заработали себе место в заявке команды на чемпионат мира? - Думаю, Яна точно заработала. У Димы результаты пока далековаты от необходимого уровня, хотя надо сделать скидку на то, что стартует он обычно далеко не в лучшей группе. Тем не менее, Диме пока будет сложно попасть в команду. А вот Яна наверняка будет в кругу претенденток на участие в чемпионате мира. Она – боец, умеет собираться на соревнованиях и как спортсменка мне очень нравится.
- Андрей Дериземля в эстафете сразу смазал первых три выстрела и только потом, сделав поправки, начал поражать мишени в лежке. Как Вы считаете, это – психологическая, или техническая ошибка? - Что бы я сейчас ни сказала, любое мнение можно будет оспорить. Говорить о ком-то легко, если ты стоишь на стрельбище и видишь, что делает спортсмен. Если говорить более абстрактно, то, как тренер я бы спросила – почему он не отреагировал раньше? Ведь, обладая таким опытом, как у Дериземли, он на флажки должен был посмотреть гораздо раньше. Возможно, был порыв ветра и сделанной поправки не хватило и пришлось ее еще добавлять. Но, в принципе, такой спортсмен, как Дериземля должен избегать подобных ситуаций. Это говоря абстрактно, как это должно быть.
Конечно, если ситуация требовала поправки, а Андрей не отреагировал должным образом – это ошибка. Он должен был сориентироваться на первом выстреле, боковым зрением видя положение флажков еще при изготовке. И не бояться. Есть спортсмены, которые просто боятся сделать поправку. А надо иногда рискнуть, попробовать. Хотя вряд ли о такой боязни можно говорить в случае с Дериземлей.
На Андрея давит желание непременно стрельнуть ноль, стремление доказать, что он может сделать эти нули. Он понимает, что он – лидер в команде, и в спорте находится уже много лет. И вот эта ответственность, это желание не позволяют ему расслабиться. Но говорить о том, что Андрей будет постоянно допускать такую ошибку – тоже неправильно. Он может и стрельнуть хорошо, и бежать хорошо. Но, мне кажется, он немного потерял уверенность в себе. И если это действительно так, если в голове есть засевшие мысли, которые мешают оптимально работать, то в таком случае надо не стесняться поработать с психологом. В этом нет ничего страшного, это абсолютно нормально. Но в команде есть квалифицированные тренеры, которые, безусловно, держат руку на пульсе этой ситуации.
Но, возвращаясь к конкретной ситуации, я своих ребят в подобных случаях всегда ругаю: нельзя «просыпаться» уже в той ситуации, когда ты все потерял. Спортсмен должен реагировать моментально. Ехать по стрельбищу, и уже видеть, куда направлены флажки, и в голове прокручивать, сколько и в какую сторону нужно сделать поправку. Да, тренеры передают по рации друг другу информацию и подсказывают спортсмену на трассе, но пока эта информация дойдет до спортсмена, ветер на стрельбище может поменяться несколько раз. Поэтому решение принимает только сам спортсмен.
- Мужская команда опробовала в эстафете вариант с заменой одного участника. Как Вы думаете, не было ли смысла в женской команде тоже пойти на эксперимент? Или у ребят это было обусловлено лишь болезнью, и лучше во всех гонках наигрывать один состав? - Эксперименты в эстафете обязательно должны быть. Даже в ущерб сиюминутному результату. Потому что тренеры должны найти оптимальный вариант для стартующего и финиширующего. Это две основные точки в эстафете. Но все-таки расстановка определяется еще и самочувствием спортсменов. Возможно, в случае с девочками тренеры и не могли поступить иначе. Ведь Вита только оправилась от болезни, Валя тоже только входит в форму и ее не хотели бросать на амбразуру решающих этапов.
Но все же тренеры должны экспериментировать, и ни в коем случае не бояться этого делать. В том числе и для того, чтобы сам спортсмен четко понял, на каком этапе он чувствует себя наиболее комфортно. Опять же, пример из сборной Польши. Ко мне подходила Кристина Палка и говорила: «Тренерка, я бегу только первый этап». И сейчас поляки никак не могут найти финишера для своей эстафеты – и Гвиздон, и Новаковска на этом отрезке крайне нестабильны и запросто могут настрелять штрафов. Единственная, кто у них может хорошо финишировать – это Агнешка Циль, но она сейчас болеет. Так же и у нас: тренеры в процессе экспериментов должны найти оптимальное место в эстафете для каждого ее участника.
- А эти эксперименты, эту ротацию стоит делать только внутри четверки спортсменов, или все же привлекать пятых и шестых номеров? - Обязательно нужно подключать. Во-первых, та четверка должна чувствовать, что всегда есть кто-то, кто в случае неудач может и подвинуть из эстафеты. А во-вторых – ну почему мы не должны давать шанс тем, кто у нас пятые и шестые? Может быть, как раз они смогут лучше справиться с тем или иным этапом. Потому что бывают скрытые резервы у каждого спортсмена, когда ты совсем не предполагаешь, что он может проявить себя в каждой конкретной ситуации.
- Надежда Александровна, понятно, что прогнозировать результаты чемпионата мира сложно. Но как Вы считаете, должно ли нашу сборную удовлетворять повторение прошлогоднего итога с одной бронзой? Ведь уровень команды на сравнению с предыдущим сезоном заметно вырос… - Прогнозы давать действительно невозможно. Конечно, команда наша готова к тому, чтобы зарабатывать больше наград, чем в прошлом сезоне. И, наверное, вся команда и тренерский состав настраиваются на лучший результат. Но будет ли он – рассудят только сами старты. Но, повторюсь, наши спортсмены способны заработать больше, чем одну медаль. И от всей души пожелаем им этого.
Беседовал Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Коментарі (Всього: 5)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцінки в останній гонці
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
121
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|