|
|
2008-02-27 09:15 | Владимир Драчёв: «Выступишь на двух Олимпиадах – получишь квартиру в Минске»
|
|
|
На недавнем чемпионате мира по биатлону, завершившемся в шведском Остерсунде, белорусы вошли в шестерку стран, завоевавших медали. Но белорусское серебро в смешанной эстафете многие восприняли сo смешанными чувствами.
Отечественные биатлонисты попали в медальный реестр, но смешанная эстафета не входит в список олимпийских дисциплин, поэтому отношение у большинства стран к этой гонке прохладное. Примерно такого же мнения придерживается и известный в недавнем прошлом биатлонист, выступавший за сборные России и Беларуси, Владимир ДРАЧЕВ. В интервью корреспонденту «БелГазеты» прославленный в прошлом спортсмен, а ныне комментатор Eurosport рассказал, почему многие постсоветские сборные сбавили в результатах, и предположил, сколько медалей белорусы смогут завоевать в олимпийском Ванкувере.
«Не смогли воспитать новую смену»
- По организации чемпионат в Остерсунде был далеко не лучшим. В первых гонках организаторы плохо отрегулировали финишный поворот, из-за чего спортсмены совершали ошибки и теряли драгоценные секунды. Хватало и других технических огрехов. Это связываю скорее не с безалаберностью организаторов, а с отсутствием опыта – последний раз в Швеции мировое первенство проводилось в 70-е, и принимало в нем участие порядка двадцати спортсменов. Сейчас участников было гораздо больше, на каждую гонку приходило 20-30тыс. болельщиков, хотя изначально ожидалось, что весь чемпионат посетит не больше 70тыс. зрителей.
Если говорить о соревновательной части, отмечу, что заметно ослаб женский уровень: из спорта ушло много лидеров, а достойную смену нашли далеко не все команды. Показательной в этом плане выдалась женская эстафета. На втором этапе в винтовке Альбины Ахатовой сломался боек, на замену орудия стрельбы ушло много времени, в результате чего сборная откатилась на 14-е место и сильно отстала от лидеров. В итоге Россия финишировала 4-й. Это говорит не только о силе россиянок, скорее, о резко снизившемся уровне. Ослабли многие сборные, в эстафеты не хватает одной, а то и двух спортсменок, способных побороться за высокий результат. Поэтому та же Ахатова, фактически два года не тренировавшаяся, завоевала на чемпионате мира две медали.
- Сейчас почти все страны, в том числе и Беларусь, заметно отстали от россиян, норвежцев и немцев, завоевавших 85% медалей чемпионата. С чем это связано?
- Эти команды были сильны во все времена. Раньше конкуренцию могли составить сборные из других постсоветских стран, ведь Россия отдавала сильных спортсменов в Беларусь, Украину, Латвию. Но как только эти биатлонисты «закончились», воспитать свою смену не все смогли. Смотреть биатлон многие любят, а вот особого желания выступать самим, у молодых cпортсменов нет. Просто заниматься подготовкой мало – надо давать результат. Беларуси еще не сильно повезло с маленькой территорией и климатическими условиями. В Коми, Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге генетически заложено кататься на лыжах: катались деды, отцы, так воспитали и детей. В Беларуси мало кто из поколения в поколение занимался этим видом, а найти спортсмена и воспитать за несколько лет невозможно.
«Шансы были у всех»
- Белорусы на чемпионате мира вас впечатлили?
- Немного удивили в смешанной эстафете. Об этой неолимпийской гонке ведется много разговоров: крупным биатлонным странам она не особо нужна, поэтому многие выставили вторые составы. Сильные спортсмены выступали только по собственному желанию. Тому же немцу Микаэлю Грайсу микст был нужен, чтобы почувствовать свою готовность – первые две гонки он пропустил по состоянию здоровья.
Медаль в смешанной эстафете финансово не поощряется – она нужна скорее для проявления внутренней гордости: все-таки награда чемпионата мира. Но белорусы не зря старались и правильно сделали, что вышли на старт в сильнейшем составе. Это был едва ли не единственный шанс, где они могли себя проявить.
- Тем не менее локальный успех был и в других гонках. В женской «индивидуалке» сразу три белоруски попали в зачетные очки, хотя на этапах Кубка мира попадание в тридцатку сильнейших даже одной спортсменки считалось праздником…
- На чемпионате мира проще высоко взлететь – этому способствует регламент. На чемпионате каждая сборная может выставлять не более четырех сильнейших спортсменов, в то время как на этапах Кубка квота увеличена до семи биатлонистов. И довольно часто шестая или седьмая немка могут оказаться выше первой белоруски.
- Чемпионат запомнился скандальным интервью шведского биатлониста Бьорна Ферри, предположившего, что многие спортсмены используют допинг. Подозрения Ферри пали и на Валиуллина: «Я не понимаю, как он может выигрывать полминуты ходом у меня!»
- Каждый вправе говорить, что хочет. Если бы кто-то из участников не прошел допинг-контроль, тогда можно было серьезно относиться к подобным заявлениям. Прислушиваться к таким репликам не стоит, без подтвержденных данных – это всего лишь пустословие. Шансы были у всех, в том числе и у Ферри. Возможно, так ему было удобнее оправдать свои результаты.
«Они не нужны России – зачем они другим странам?»
- Вы одобряете процесс комплектования белорусской сборной, в которой из года в год появляется достаточное количество заштатных российских биатлонистов?
- Я сторонник привоза только сильных спортсменов. Если они раньше не занимали место выше 50-го, вряд ли смогут помочь в дальнейшем. Они не нужны России – зачем они другим странам? Надо заранее договариваться с Союзом биатлонистов России, брать нескольких юниоров и заинтересовывать их финансовыми или другими выгодами. Примерно: «Выступишь на двух Олимпиадах – получишь квартиру в Минске». Сейчас таким образом решить вопрос сложно – Олимпиада в Ванкувере всего через два года, но такое направление в дальнейшем имеет право на жизнь. Что касается недавно привезенных спортсменов – не я их приглашал, поэтому комментировать это решение сложно.
- Вы одобряете решение белорусского штаба – отправлять на все старты сильнейших спортсменов?
- В Беларуси больше некому выступать. А большое количество стартов – дополнительный шанс завоевать медаль. Не получилось на чемпионате мира – можно компенсировать на чемпионате Европы и получить за награду стипендию или повышенную зарплату.
- Как вы отнеслись к тому, что перед началом сезона Беларусь покинула Наталья Соколова, неплохо проявившая себя в предыдущем году?
- Я это связываю только с отставкой ее тренера Евгения Колокольникова. Наташа для Беларуси была достаточно перспективная, но ей, видимо, было наиболее комфортно работать под руководством своего российского наставника. Они довольно неплохо выступили на чемпионате Европы (в спринте Соколова с тремя промахами стала 4-й – белоруски показали более низкие результаты. – Е.К.)
«Нужно рассчитывать на средний результат»
- После окончания спортивной карьеры вас назначили в тренерский штаб молодежной сборной Беларуси. Но вы недолго проработали, довольно быстро вернувшись в Санкт-Петербург…
- Не нужны мы, зачем? Есть другие люди, которые могут работать в белорусской команде. Я предлагал свои услуги, но мне сказали, что могут справиться своими силами. Сначала меня включили в штаб молодежной сборной, но затем команду расформировали, аргументируя тем, что она не нужна.
- Какое ваше впечатления от непродолжительной работы с белорусской молодежью?
- В Беларуси хватает молодых одаренных ребят, но в вопросе подготовки многое зависело от желания федерации. После того, как команду расформировали, несколько человек, лишенных финансирования, остались готовиться на местах. Когда я пришел в сборную, многие молодые спортсмены, которым было уже за 20, не умели кататься на роллерах. Это общий провал в подготовке, и приходилось учить ребят с азов, ставить технику, поэтому и о каких-то высоких результатах говорить сложно.
- В Беларуси пост председателя федерации битлона неизменно занимает председатель КГБ. Недавно эстафету у Степана Сухоренко перенял Юрий Жадобин. На ваш взгляд, это верный путь?
- Будучи в белорусском биатлоне, я общался и с Сухоренко, и с Владимиром Мацкевичем, и с Леонидом Ериным. Все произвели на меня положительное впечатление, потому что искренне интересовались проблемами биатлона. Их основное преимущество – использование административного ресурса, за счет которого в любой момент можно найти необходимое финансирование, транспорт, обеспечить организацию сборов. Это нормальная практика в той же России. Достаточно вспомнить, что в прошлом году должность президента федерации волейбола досталась директору ФСБ Николаю Патрушеву, многие другие силовые чиновники связаны со спортом. Но в любом случае от руководителя зависит не все. Важно, как работают его заместители, сама федерация. К председателю надо приходить с готовыми предложениями, о каких-то мелких делах ему знать необязательно.
- В Беларуси планирование видов спорта подчинено олимпийским перспективам. Чего можно будет ожидать от белорусских биатлонистов в 2010г. в Ванкувере?
- Нужно рассчитывать на средний результат. Можно ожидать медального успеха в женской эстафете и при хорошем стечении обстоятельств не стоит сбрасывать со счетов Дарью Домрачеву. За два года сделать качественный скачок достаточно сложно, также как и найти спортсменов из ниоткуда.
Справка «БелГазеты».
Владимир Драчев родился в 1966г. в Петрозаводске. Выступал за сборные России и Беларуси (с 2002 года). Четырехкратный чемпион мира, пятикратный серебряный и двукратный бронзовый призер ЧМ. Серебряный и бронзовый олимпийский призер. В 1996г. стал победителем Кубка мира в общем зачете, в 2003г., выступая за белорусскую сборную, занял второе место вслед за норвежцем Оле-Эйнаром Бьорндаленом.
Евгений Кечко, Белорусская газета
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|