|
|
2010-03-26 09:13 | Андрей Дериземля: "Я же знаю, что могу больше…"
|
|
|
Я позвонила в гостиничный номер Андрею Дериземле после очередной тренировки. Понимаю, что он устал, но и болельщикам интересно узнать побольше о лидере мужской сборной Украины по биатлону. Он выслушал меня, попросил подождать минут 20, нужно «привести себя в порядок» после тренировки. Андрей оказался ужасно обаятельным, в хорошем смысле простым в общении, на вопросы отвечал охотно, хотя, наверное, некоторые из них не раз уже слышал. А еще, просто красавец, хорош собой, высок, косая сажень в плечах, вобщем – «женская мечта». Чувствуется неординарная личность буквально во всем. Наверное, именно таким и должен быть лидер!
- Начнем с детства. Как Вы учились в школе, какие предметы были любимыми, какие были оценки? - Начнем с того, что я начал заниматься биатлоном с 4-го класса. Уже с 5-го класса мы выезжали на сборы достаточно много, поэтому не могу сказать, что учился хорошо, но и не плохо. Скажу так – средне. Нас приглашали в вечернюю школу и мне задали вопрос: часто ли Вы прогуливали школу? Я ответил, что никогда не прогуливал, потому что мы много отсутствовали на занятиях, ездили много на сборы. Поначалу даже учебники с собой брали и сами учились. Потом, когда приезжали домой, все нужно было догонять, сдавать предметы. Больше мне всегда нравились гуманитарные науки: история, в этом направлении.
- А что у вас была за команда, и как появился биатлон? - В поселок Жовтневый Сумской области приехал тренер из России, открыл секцию биатлона. Одновременно у нас открылись две секции: биатлона и борьбы. Я уже говорил много раз, что туда ходила половина ребят, половина туда, менялись секциями. Посещаемость была приличная, не то, что сейчас. В секцию ходило по 30-40 ребят, и на биатлон, и на дзю-до. Всем нравилось, и обеспечение было, и инвентарь. Но тогда еще был Советский Союз, я как раз застал его развал. Поначалу ездили на соревнования даже за счет колхоза. Когда мы поехали в Мурманск, меня спросили: за чей счет вы приехали, то ответил, что за счет колхоза, колхоз у нас миллионер. Председатель хозяйства и тренер находили деньги на поездки.
- А сколько ребят осталось, с которыми Вы начинали? - Руслан Лысенко. Мы из одного поселка и вместе начинали… Было много хороших ребят. Считалось, что команда хорошая, когда есть 4-5 человек одного возраста, плюс-минус один год. Нас было пять человек 1977 года рождения. Мы и эстафеты вместе бежали… Это был период, когда начался страшный развал, денег на спорт уже не было, кто раньше ушел из спорта, кто позже… Передо мной встал вопрос, если хочу дальше заниматься спортом, надо было уезжать, дома перспектив для роста не было.
- А что стало стимулом, что Вы решили продолжить занятия спортом. Возможно, заняться чем-то более перспективным в плане зарабатывания денег? - Как раз в то время у меня было интересное предложение, мой родственник занимался торговлей и предлагал мне работу. Но сомнений по поводу того заниматься спортом или нет у меня не было. Были разные варианты, меня приглашали и в Харьков, и в те же Сумы. Для того, чтобы двигаться дальше мне нужно было уезжать из Жовтневого. Тогда с Зоцом Николаем Николаевичем договорился мой тренер Иван Анатольевич, и я сам уже поехал на сбор.
- А родители как отнеслись к этому? - Родителям моим огромнейшая благодарность. Начало моих занятий биатлоном было неудачным, три раза ходил на тренировки и болел. Я в детстве много болел, но ни разу родители не сказали, мол, хватит заниматься этим спортом… Я уже не раз говорил, что спортсмены значительно опережают в развитии своих сверстников, года на четыре. Они более самостоятельнее и взрослее. Уже с 5-го класса я потихоньку начал зарабатывать уже свои какие-то личные деньги. Где-то на соревнованиях экономил на питании, к примеру. Тогда больше денег выделяли на спорт. Плюс и Иван Анатольевич, тренер, поощрял.
- Вы сказали, что Вам нравится спорт, а почему выбрали именно биатлон? - Мне действительно нравились лыжи. Сейчас я такого не вижу, а раньше, даже на улице все играли в хоккей, были все очень активными, не только ребята, а и взрослые мужики. У нас много катались на лыжах. Был даже свой круг, я и взрослее ребята ходили на лыжах, снег был… А когда еще и стрельба удалась, то еще больше понравилось… Когда в городе много разных секций, ребенок и не может определиться: куда ему пойти? А у нас такого не было. Но мне действительно нравится биатлон. Это был мой выбор, я как пошел на биатлон, так и занимаюсь им…
- Спорт спортом, но личная жизнь тоже должна быть. Как Вы познакомились со своей женой? Знала ли она вас как спортсмена? - Обо мне она ничего не знала. Ей нравился биатлон, но она знала только Зубрилову. А познакомились мы после Нового года в общей компании. 1 января собрались посидеть с ребятами в кафе, там и познакомился со своей будущей женой. А 2-го я уже улетел и вернулся только весной. Приехал и позвонил ей.
- А долго отношения развивались? - Встречались почти три года. Она меня, слава Богу, поддерживает, понимает. Вот вчера ей только говорил: спасибо, что вы у меня есть. Было очень тяжело и когда происходят неприятные моменты в спорте, они с дочкой меня всегда поддерживают. Вообще женам спортсменов тяжело приходиться, особенно когда есть дети. Она с ребенком все время, тянет все сама. Еще и работает, она у меня по профессии бухгалтер.
- Как часто Вы бываете дома с семьей? - Жена как-то посчитала, что за год я с ней дома был всего три месяца. Но сейчас тренеры пошли на встречу и разрешают брать семьи на сборы. За свой счет, но тем не менее… Весной были вместе в Литве, в Эстонию переезжали. На море вместе были. Стараемся чаще быть рядом, да и для воспитания ребенка плохо, когда он не видит отца, в воспитательном процессе надо принимать участие. Отца дочь не боится, но думаю, что уважает.
- А хотели бы для дочери спортивной карьеры? - Дочь уже занимается художественной гимнастикой и у нее есть уже первая победа. Мы не ставим целью серьезно заниматься, но если она выберет, то будем только помогать. Но сейчас ей нравится, и она с удовольствием ходит на гимнастику.
- Спорт – это такая же работа, как и другие. Насколько низкий уровень обеспечения нашей команды, и каков психологический уровень команды, когда ты знаешь, что так много финансовых проблем? - Это сильно влияет. Я абсолютно не хочу плакаться. Мы сделали сборы, спасибо за это руководству и Министерству. Но все остальное ты должен заработать сам. Я всегда говорю, что не может быть четыре призера на том же чемпионате мира или Олимпийских Играх. В данный момент в сборной Украины зарплата, которую лично я получил - 2 тысячи гривен, раньше было 3000. Даже жена больше зарабатывает… Если ты будешь призером чемпионата Европы, мира или Олимпийских игр, тогда идет тебе президентская стипендия и зарплата увеличивается. По сравнению с другими странами - это мало, стыдно сказать кому. В Чернигове даже стыдно сказать, если кто спрашивает. Буквально вчера разговаривали с латышами в автобусе, просто смеются все, когда узнают, что зарплата у нас 200 Евро. Но есть любовь к этому виду спорта, есть надежда показать нормальный результат, который оплачивается. Не секрет что мы готовились к Олимпийским Играм и очень хотели победить…
Может в этом году поменяется что-то. Вот я сказал о завершении карьеры, а мне пишут, звонят, просят продолжать, не бросать. Но ведь ничего с 95-го года не поменялось… Я считаю, что в команде должна быть достойная базовая оплата, а остальное зависеть должно от твоих результатов. Одинакового, уравниловки не может быть. А тем более, понимаете, у все же семьи и дети. Это когда ты молодой, тебе ничего не надо. Я тогда бегал в 94-м году, мне ничего не нужно было, даже квартиры. Жил на базе в Чернигове 10 лет, готовил еду на плитке. Но сейчас все меняется, мы хотим достойно жить и отдыхать. Плюс спорт недолговечен, уйдешь, и жизнь как с нуля начинается.
- В других командах практикуется такое, что спортсмен зарабатывает на рекламе, есть какие-то контракты. Как Вы думаете, нужен ли нашей команде такой человек, который бы занимался бы раскруткой спортсменов? - Безусловно. У меня, например, единственного в сборной, был свой личный спонсор два года. Это небольшие деньги, на уровне: мой друг попросил своего друга. Я не верю, что когда бегала Зубрилова, ей нельзя было найти толковых спонсоров в Украине, а она ведь все время была в призах. Этим должен заниматься специальный человек, это сложная работа. У нас нет толкового закона в стране о спонсорах, нет льгот для них, как в других странах. Это, в принципе, небольшие суммы. Если их найти, думаю, все спортсмены будут только рады и довольны… Просто для спортсменов этим никто не занимался, а нужны специальные программы. Даже юниоры, когда узнают о зарплатах и перспективах будущего в спорте - уходят.
- Все болельщики не хотят, чтобы Вы уходили. Когда Вы решите, будете уходить или нет? Что для вас может послужить стимулом, чтобы остаться в спорте? - Когда закончатся все этапы Кубка мира. Я сам сначала прежде всего должен определиться. Два последних сезона вроде были и неплохие. Если бы я видел, что ничего не могу, спокойно ушел бы и все. Но я же знаю, что могу, а эта нереализованность еще хуже. Если буду оставаться, то буду разговаривать с руководством о каких-то дополнительных средствах, потому что очень сложно. За 5-е место на Олимпиаде я ничего не получил. А при зарплате в 2 тысячи гривен очень сложно содержать семью… Семья меня поддерживает, но жена будет рада, если я уйду. Ей тяжело, расставания и разлуки, это трудно. Но она меня поддерживает, говорит, что я себя еще не реализовал в спорте. А уходить надо, когда нет сомнений.
- Вы думали, чем будете заниматься после спорта, например о тренерской работе? - Не знаю, надо пробовать. Пока мне никто не предлагал ничего. Если я закончу бегать, то мне надо будет сначала отдохнуть. Возможно все, я не зарекаюсь, но надо отдохнуть и подумать. Я не готов опять к разъездам и разлукам. По крайней мере, в ближайшем времени ничего не планирую.
- О чем Вы думаете, когда выходите на старт, может, вообще выбрасываете из головы все мысли, чтобы сосредоточиться? - Если сильно сосредоточиться: как бежать или стрелять, то ничего не получится. Надо искать нейтральную середину. А вообще у каждого свой метод: кто-то куражится, кто-то успокаивается.
- Если Вы едете по трассе, и там стоят болельщики, Вы их замечаете, слышите, помогает ли это Вам? - Конечно. Лично мне помогает, хотя некоторым мешает. Становится легче, когда кто-то подкричит, а особенно на подъемах. Подкричат или болельщики, или члены команды, которые еще и информацию дают, то намного легче.
- А каким образом у спортсменов открывается второе дыхание? - На таком уровне спортсмен уже стартует на втором дыхании. С первых метров дистанции надо бежать и терпеть. Надо быть в хорошем состоянии, чтобы не просто бежать, а и заставить себя добавить на последних кругах.
- Как Вы корректируете свою стрельбу? - Когда еще подходишь к рубежу, то видишь по флажкам: какой ветер. Каждый спортсмен при пристрелке запоминает, какой был ветер. Соответственно и корректируешь стрельбу… На самом деле надо думать. Но бывает, что ветер просто гуляет влево-вправо, меняется, тогда стреляешь, как говорят «с выносом».
- За что Вы сами отвечаете при подготовке своей экипировки? - Как правило, за день до гонки обкатываем лыжи: 6-8 пар, иногда нам помогают ребята-смазчики. Вечером обкатываешь и оставляешь уже 4 пары, а утром, перед соревнованиями, перепроверяешь и уже оставляешь одну пару. Ты отдаешь эту пару, и ее готовят к гонке. Винтовку так же перепроверяешь сам, крепление болтов и ремней.
- У некоторых спортсменов были проблемы со снаряжением во время гонок, кто в этом виноват? - В принципе спортсмены часто сами виноваты. Вот Круглов упал, насколько я знаю, что-то повредил, у Устюгова Жени отвернулся болт, у Сикоры крепление сломалось. Никто от неприятностей не застрахован. Металл, нагрузка, треснет и все. У меня на тренировке тоже крепление ломалось. Все предусмотреть нереально. Но в мужской сборной за оружие отвечает сам спортсмен.
- А где хранится оружие? - В зависимости от страны. В Европе можно без проблем хранить его в номерах. В России есть специальные оружейные комнаты, на Олимпиаде есть тоже специальные помещения для хранения оружия.
- Что бы Вы пожелали своим болельщикам, тем, кто действительно искренне сопереживает и болеет за Вас. - Огромное спасибо им. Приятно осознавать, что ты делаешь работу, которая нравится, и за тебя переживают не только родные и близкие. Приятно читать отзывы и комментарии, даже когда они и не вполне позитивны, но я все понимаю. Приятно, что ты делаешь то, что еще кому-то нужно. Большое спасибо всем!
Мария Осолодкина
Фото: НОК Украины Примечание: интервью дано в сокращенном виде, слушайте полную аудио-версию здесь
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 25)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
121
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|