|
|
2021-04-18 06:59 | Урош Велепец: Интерес должен быть один – результат
|
|
|
Судьба женской команды в нынешнем олимпийском цикле – пожалуй, наиболее сложная за все время существования украинского биатлона. За четыре года текущего олимпийского цикла наши девушки получают уже четвертого старшего тренера. Но если Андрей Прокунин, Валерий Лесников и Юрай Санитра были своего рода дебютантами в работе с нашими биатлонистками, то Урош Велепец вернулся в хорошо знакомую для себя среду: в нынешнем составе из девяти спортсменок, которые вошли в команду А, опыта совместной работы словенский тренер не имел лишь с Дарьей Блашко и Екатериной Бех. Тем не менее, условия работы шесть лет назад и сейчас очень отличаются, но и в этой ситуации Велепец имеет довольно амбициозные планы на предстоящий олимпийский сезон. Обо всем этом – в интервью для читателей нашего сайта.
- Урош, прошло чуть более двух недель с момента Вашего повторного назначения на должность старшего тренера женской сборной Украины. За этот период Вам удалось сформировать общую картину подготовки команды к олимпийскому сезону?
- Да, конечно. Нам нужно найти оптимальный вариант подготовки. Конечно, может случиться и так, что придется тренироваться в Украине, как в прошлом году, до августа или сентября. Но мы исходили из того, что все будет в порядке, и нам удастся в намеченные сроки выехать на горные сборы за границу. Потому что Олимпиада – сама по себе горная, и это накладывает серьезный отпечаток на график подготовки. Мы подготовили схему тренировочных сборов и надеемся, что по этой схеме и будем работать.
- Особенностью подготовки нашей команды будет работа спортсменок в нескольких группах. Вы уже обсуждали с Олегом Меркушиным и Григорием Шамраем принципы взаимодействия в межсезонье? Когда и где вы будете «пересекаться», чтобы иметь возможность контролировать процесс подготовки Насти, Виты и Вали?
- Конечно, мне жаль, если кто-то из девушек в итоге будет работать отдельно. Потому что олимпийский сезон – такой, в котором надо всех собирать вместе, делать спарринги, повышать уровень каждой спортсменки, чтобы все они могли претендовать на высокий результат. Так, как было в первые два года моей работы в Украине. Потому сейчас в Киеве я разговаривал с Олегом и Григорием (Меркушиным и Шамраем – прим. Е.Т.), и у нас есть две недели, чтобы принять решение о формате совместной работы. Потому что уже с 1 мая начинается активная подготовка к сезону, в течение которой будет составлена программа на каждый день.
Я бы хотел какие-то сборы провести с Григорием, потому что раньше мы очень хорошо работали вместе. И относительно Виты и Вали я считаю, что это – хороший вариант: вернуть их к работе с тренером, который их хорошо знает. Но периодически и для Григория, и для меня будет полезно сравнивать состояние девушек, чтобы понимать, как работать дальше. Сестры Семеренко нужны команде. Надеюсь, Валю и Виту удастся вывести на уровень двух-, трехлетней давности, когда тяжело было представить эстафетную команду без их участия. И их опыт и талант могут сильно помочь команде. Я уже вырос из того тренерского возраста, когда важно было – «твой» или «мой» спортсмен попадает в состав. И сейчас важно только – что будет более полезно для команды. Ну и, конечно, чтобы каждая из девушек смогла максимально реализовать свой потенциал при подготовке к Олимпиаде и на самих Олимпийских Играх.
- Учитывая широкий круг претенденток на поездку на Олимпиаду, интересует в первую очередь принцип определения состава и ротации на Кубок мира, а также критерии отбора в олимпийский состав.
- Во многих командах есть такая схема: показываешь необходимый результат в одной-двух гонках – и ты уже на Олимпиаде. Но мы будем давать шансы всем девушкам – тем, кого считаем претендентками на поездку в Пекин. Возможности будут, потому что наверняка девчонки будут пропускать какие-то этапы: ни Лена, ни Юля, ни кто-то еще не будет бегать все гонки подряд. Это все – живой процесс, и мы будем постоянно следить за состоянием спортсменок, чтобы регулировать их нагрузку. Но, конечно, квалифицироваться в команду будет не просто, потому что на сегодняшний день мы видим девять девушек, претендующих на попадание на Олимпиаду. А в Пекин мы сможем заявить только пятерых.
- Каким Вы бы для себя видели дэдлайн – ту дату, до которой хотели бы определиться с олимпийским составом?
- Я думаю, этот процесс будет происходить в несколько этапов. Думаю, 2-3 кандидатуры будут ясны уже в декабре. Оставшиеся пару мест будем определять, исходя из интересов команды, в том числе для формирования эстафетной четверки. Мне бы в начале сезона хотелось попробовать еще несколько вариантов в эстафетах, потому что эта дисциплина – сильная сторона нашей команды. В первые годы моей работы в сборной Украины мы редко опускались ниже пятого места, и даже оно расценивалось, как неудача. И сейчас потенциал команды – выше, чем седьмая-восьмая позиция в последние два-три года.
Потому, повторюсь, уже в декабре три фамилии мы сможем назвать, чтобы эти девушки начинали целенаправленно готовиться к Олимпиаде. Потому что в январе точно придется пропускать один или даже два этапа Кубка мира. Ну а в январе добавим еще двух девушек, которые будут показывать наиболее высокий уровень на тот момент.
- Как избежать опасности «подводки» спортсменок именно к отборам? Не получится ли так, что в декабре девушки выйдут на пик формы, чтобы попасть в олимпийскую команду, а потом к самим Играм снова набрать максимальный уровень готовности не успеют?
- Вот поэтому и надо делать общую команду, которая будет готовиться к сезону и к Олимпиаде! Конечно, у каждой спортсменки будут индивидуальные планы, но траектория их выхода на пик формы должна быть одинаковой. Условно говоря, в декабре они должны быть готовы на 90%, а оставшиеся 10% надо будет добавить за оставшееся до Олимпиады время.
А если в команде будет шесть групп подготовки, конечно, все будут делать акцент на декабрь, чтобы пройти отбор. А что дальше? На самой Олимпиаде потом ничего сделать не удастся. Эту ошибку допустить ни в коем случае нельзя. Нужен будет контроль над всеми спортсменками.
- Но, судя по всему, единой команды все-таки не получится. Вот и Дарья Блашко также выразила желание готовиться к сезону индивидуально… То есть, риск есть?
- (Вздыхает) Ну конечно. Соглашаясь на эту работу, я понимал, что легко не будет. Здесь существует много интересов, хотя в реальности интерес должен быть один – результат. Но, несмотря на то, что я имел четыре предложения о продолжении тренерской деятельности, выбрал все-таки Украину, потому что хочу помочь девушкам добиться максимального результата и реализовать свой потенциал.
- Четыре года назад «злую шутку» с нашей командой сыграл предолимпийский сбор в Казахстане. Как на этот раз Вы планируете адаптироваться к высоте и часовым поясам Пекина?
- Сложно однозначно сказать, что подготовка к Пхенчхану была ошибкой. Скорее, мы просто столкнулись с неблагоприятными условиями, на которые не рассчитывали: приехав в Казахстан, имели замечательные трассы, комфортную для подготовки высоту, но – «минус 25» на градуснике всю неделю, которые не позволили тренироваться. Плюс заболели сразу три девушки. Естественно, в таких условиях подготовка команды вышла далеко за рамки запланированной.
Поэтому, на мой взгляд, в этом году лучше подольше поработать в Европе, а потом, как и все остальные сборные, поехать на Олимпиаду. А в погоне за идеальным вариантом можем снова пойти на неоправданный риск, как и четыре года назад.
- В олимпийский сезон спортсмены часто пропускают этапы Кубка мира ради подготовки к главному старту. В таких случаях Вы будете более активно использовать ротацию с командой Б, или оставлять квоту незаполненной?
- Я думаю, тех девушек, которые есть в нашем распоряжении, должно быть достаточно, чтобы закрывать квоты на этапах Кубка мира. Даже в случае, если 2-3 спортсменки будут пропускать этап для подготовки к Олимпиаде. Из тех девушек, которые будут готовиться в команде Б, наверное, только уровень Ольги Абрамовой на сегодня может позволить составить конкуренцию основному составу.
Хотя на вкатке, думаю, мы все будем вместе – и команда А, и команда Б, чтобы была возможность оценить уровень и готовность всех девушек. Там мы проведем контрольную тренировку, по результатам которой будем определять состав на первые этапы Кубка мира и Кубка IBU. Но пока точные планы мест проведения сборов еще на стадии обсуждения.
- После Вашего ухода из команды три года назад, большой резонанс среди болельщиков произвела Ваша фраза в одном из интервью о том, что украинские девушки тренируются меньше своих зарубежных коллег. Это значит, что сейчас девчонки будут тренироваться больше? ))
- (Улыбается) Тренер, который найдет универсальный путь к победам в Кубке мира, будет зарабатывать огромные деньги. И все будут хотеть, чтобы такой тренер работал с их командой. Но легкого пути нет, это надо понимать. Биатлон – вид спорта с самой высокой конкуренцией среди всех зимних видов. И выдать хороший результат здесь очень тяжело. Я хорошо знаю тренеров норвежской и французской сборных, знаю их программы подготовки. И они действительно тренируются много. Но для того, чтобы переносить такие нагрузки, спортсмен должен достичь определенного уровня.
С другой стороны, в олимпийский год гнаться за количеством тренировочных часов очень опасно. Здесь нужно подойти более аккуратно к интенсивности тренировок – перегрузить спортсмена нельзя. Потому сезоны Олимпиады всегда более консервативные. В обычные сезоны спортсмен постоянно работает на пределе, чтобы добавить – я не знаю ни одного спортсмена, который доволен своим текущим уровнем. В олимпийский же год серьезные нагрузки балансируются увеличением времени для восстановления: если обычно между сборами делается недельный перерыв, то сейчас паузы будут по 8-10 дней, когда девушки смогут побыть дома.
Общался Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 132)
|
[ 1, 2, 3, 4, 5 ]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
352
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|