|
|
2021-04-19 07:18 | Николай Зоц: Мы все работаем на общий результат
|
|
|
В предстоящем сезоне основное внимание и болельщиков, и функционеров, очевидно, будет приковано к олимпийской команде, которая выступит в феврале на Играх в Пекине. Однако по окончании олимпийского цикла взоры всегда обращаются на ближайший резерв. А значит, уже через год мы начнем внимательно изучать перспективы ребят, которые сейчас работают в команде Б и выступают на Кубке IBU. О том, каким был прошедший сезон для команды Б, а также о перспективах развития наших резервистов – в большом интервью со старшим тренером мужской команды Б Николаем Зоцем.
- Николай Николаевич, в прошедшем сезоне Вы вернулись к работе с мужской командой Б. Как бы Вы могли охарактеризовать прошедший сезон в целом?
- Вряд ли сделаю большое открытие, если скажу, что и у команды А, и у команды Б сезон получился скомканным. Прежде всего, потому, что пришлось столкнуться с такими моментами в подготовке, с которыми не сталкивались прежде. Несмотря на то, что Сянки – очень хорошее место для подготовки, но провести все лето на одном месте, на одной высоте – явно не оптимальный вариант. В своей практике я привык сочетать горы с равниной. Здесь же четыре сбора подряд на одной высоте, которая, в свою очередь, далека от тех уровней 1300-1500 метров, которые необходимы для горной подготовки. Чернигов, который тоже можно было рассматривать в качестве места проведения сбора, - равнинный, и подходит только для первого стрелкового сбора. А уже для работы в июле-августе там явно не хватает пересеченности местности, крутизны подъемов… Для этого нужна база хотя бы типа Раубичей, но туда мы тоже не смогли выехать. Дальше, на вкатке в Финляндии случились положительные тесты на коронавирус, из-за чего полноценную работу также провести не удалось. Затем вернулись в Буковель – там не был настрелян снег, и мы, образно говоря, «месили грязь».
Ну и психологически спортсменам было не просто. Потому что на протяжении многих лет они привыкли, что в конце ноября уже начинаются соревнования в Кубке IBU. Здесь же старт сезона отложили до января, и перестроиться на новый график было тяжеловато. Но в целом, мы понимаем, что ситуация в мире была такой, что могло быть и хуже. Потому, понимая, что полностью реализовать себя в этом сезоне спортсменам не удалось, прошедшую зиму можно считать полезной. Для меня главной задачей было – просмотреть ребят, способных работать на результат на международном уровне. Некоторых я знал хорошо, с некоторыми пришлось работать впервые, и важно было посмотреть их потенциал, желание работать, чего-то достичь в биатлоне. Вот эта часть получилась на сто процентов.
- В декабре Вы говорили, что отсутствие горных сборов не должно оказать большого влияния на готовность и результаты команды. Изменилось ли Ваше мнении е по итогам сезона?
- Думаю, меня не совсем правильно поняли. В своей практике я всегда использую горные сборы: без того, чтобы набрать 75-80 дней такой подготовки, очень тяжело показывать серьезные результаты. И то, что в прошлое межсезонье нам не удалось поработать в горах – большой минус. Хорошо еще, что отменили ряд горных этапов Кубка IBU, на которых нам в создавшихся условиях было бы совсем непросто соревноваться.
- Забегая немного наперед: насколько на подготовке спортсменов может сказаться то, что в предстоящем межсезонье команда Б до сентября вынуждена будет работать в Украине, то есть, тоже без больших высот?
- Я считаю, то, что прозвучало на тренерском совете, пока предварительная информация. До того, как был утвержден тренерский состав на следующий сезон, мы не подавали детальные планы подготовки, лишь общую схему. И то, что нам озвучили, надо корректировать. Я буду встречаться с президентом федерации и обсуждать условия работы команды. И буду отстаивать, чтобы во время летней подготовки хотя бы один сбор был где-то на высоте. Не важно, в какой стране это будет: Италия, Болгария или Казахстан. Но горная подготовка в этот период критически необходима.
- Давайте теперь проанализируем выступление ребят в прошлом сезоне по персоналиям. Для большинства болельщиков главным открытием сезона в команде Б стал Денис Насыко. Даже при том, что он не привлекался к централизованной подготовке на протяжении нескольких сезонов. Для Вас его результаты также стали неожиданностью, или уже в межсезонье Вы понимали, что Денис может хорошо себя проявить?
- Я этого парня знаю еще с юниорского возраста, потому удивить меня ему было бы сложно. Действительно, он до этого не был в сборных командах, и прошлым летом по рейтингу также не попадал в команду Б, но я попросил, чтобы при формировании состава одно место было на усмотрение тренера. Тренерский совет и руководство федерации с таким предложением согласились, и я смог включить Дениса в состав на подготовку.
Конечно, потенциал его я знал. Но у нас много потенциально сильных спортсменов – этот потенциал надо еще реализовать: и функциональные возможности, и стрельбу. Так что, в этом плане для меня Насыко не был открытием. Но то, что он сможет так хорошо выглядеть по ходу на дистанции на фоне сильных соперников, для меня тоже было приятной неожиданностью. На первых этапах Кубка IBU результаты Дениса не очень впечатляли. И после чемпионата Европы у нас планировалось сокращение команды до пяти человек, в которые Насыко по результатам не попадал. И я благодарен, что, в конечном счете, удалось найти возможность повезти Дениса в Осрбли, за что он отблагодарил 14-м и 10-м местами в гонках. Одним словом, я знал потенциал Дениса, всегда его поддерживал, но его скорость стала приятным подарком для меня. (Улыбается)
Предвижу ваш следующий вопрос – по поводу стрелковой части его выступлений. Здесь надо сказать, что приклад у него старый, примитивный, совершенно не подогнанный под него. И сейчас весной мы делаем ему новый приклад, потому что для изготовки, особенно в лежке, это крайне важный момент. Ну и перед сезоном я стоял перед дилеммой. В принципе, в этом сезоне для Дениса можно было «выжать» результаты получше – совершенствовать его стрельбу в направлении повышения точности за счет снижения скорострельности. Но я пошел по второму пути – чтобы настроить сразу систему стрельбы с высокой скорострельностью. Потому что будущее все равно за этим. И даже понимая, что на первых порах будет много промахов, я все равно настаивал, чтобы Денис вкладывался в рамки современного биатлона: при подходе к стрельбищу, при использовании времени до первого выстрела и общего времени стрельбы. Это была работа на перспективу. Я думаю, что если бы мы сначала учили его стрелять медленней, но точнее, то для перехода на международные стандарты скорострельности пришлось бы, фактически, переучивать. А так к следующему сезону, надеюсь, сумеем поднять ему точность, уже имея хорошую базу в скорострельности.
- Исходя из Вашего ответа, добиться кардинального улучшения скорострельности от спортсменов, даже в первой команде, сейчас будет проблематично?
- Кардинально – нет. Потому что у людей уже выработан стереотип и сейчас будет боязнь потерять качество. В олимпийский сезон это – очень рискованный вариант. Многое здесь зависит от самого спортсмена, его характера, психологии… Большинство из спортсменов в тренировочном процессе стреляют хорошо и быстро. Но потом зимой выходят на старт, и здесь включается давление ответственности за результат, и спортсмены начинают перестраховываться, опасаясь промахов при быстрой стрельбе.
- Еще немного возвращаясь к Денису Насыко. В комментариях болельщиков иногда проскакивают призывы – привлечь его к работе с основной командой. По-вашему, Денис уже готов сделать еще один шаг вверх?
- Привлекать того или иного спортсмена – прерогатива старшего тренера, и я думаю, Юрай Санитра обладает достаточным объемом информации о спортсменах, чтобы делать выбор. В конце концов, у него свое видение и именно он отвечает за результат команды. Будь я на этом месте, то шестым-седьмым номером такого спортсмена бы брал. Потому что современный биатлон отталкивается прежде всего от функциональных возможностей спортсмена, и сейчас средний бег при хорошей стрельбе, как правило, приводит к низкому результату.
Я думаю, в следующем сезоне Насыко уже может приблизиться к результатам уровня команды на Кубке мира. Но если смотреть реально, то в олимпийский год старший тренер команды должен концентрироваться на тех спортсменах, которые будут готовиться к Олимпиаде и стремиться показывать там результат. В нашем случае, конечно, в первую очередь – Пидручный и Прима. А Денис в таком варианте, думаю, ничего не потеряет, если еще сезон поработает на Кубке IBU. Тем более, там он объективно получит больше соревновательной практики. Понимаю: болельщики хотят, я как тренер хочу, и сам Денис, думаю, хочет – но всему свое время.
Единственное, конечно, по организации тренировочного процесса команда А стоит на более высоком уровне. Но, вообще, я пытаюсь продвигать в жизнь идею, чтобы команды А и Б не существовали в отдельных пространствах. Мне кажется, для развития спортсменов лучше будет, если команда Б будет, если можно так выразиться, «филиалом» команды А. И чтобы попадание спортсмена из команды Б в основу не воспринималось так, будто тренер второй команды «обыгрывает» тренера первой. Мы все работаем на общий результат.
И мне бы хотелось, чтобы первая и вторая команды почаще пересекались. Скажем, в прошлом году в Сянках организовали совместные контрольные старты. И это было очень здорово для представителей резерва. Да и для команды А я не вижу ничего плохого в таком варианте работы – все равно ведь спортсмены основы бегают повторные скоростные тренировки, так почему попутно не дать возможность резерву проверить свой уровень на их фоне?
Дальше – летний чемпионат Украины. Если основа за неделю до нашего внутреннего чемпионата бежит на чемпионате Германии, почему они не могут выступить на домашнем турнире? Ведь это – колоссальный стимул для молодежи, попытаться соперничать с именитыми спортсменами. Тем более, представители министерства готовы организовывать чемпионаты Украины в любые сроки, удобные команде А.
Аналогично – по декабрьской стадии зимнего чемпионата страны. Да, я понимаю – если спортсмены за первые этапы Кубка мира проведут 10-12 стартов, им нет резона давать дополнительную нагрузку на внутренних стартах. Но если спортсмен на Кубке мира бежит спринт, не попадает в преследование, не отбирается в эстафету – у него получается всего 3-4 старта в декабре. Так почему не приехать на чемпионат Украины и не поучаствовать в нем? По моему мнению, будущее – именно за таким вариантом, который позволит всем спортсменам достигать более быстрого и качественного прогресса.
Продолжение интервью читайте на нашем сайте завтра
Общался Евгений Тарасенко
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 19)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|