Кубок мира
# Имя Очки
Весь рейтинг
Последнее фото
Все фотогалереи
Главная
Обсуждения   21:32
Турнир
Все о биатлоне
Чат
Блоги
Интервью
Пресса
Голосования
Трансляции на ТВ
Сайты о биатлоне
Контакты
Календарь
Кубок мира
Кубок IBU
Юниорский кубок IBU
Результаты
Кубок наций
Кубок наций IBU
Статистика стрельбы
Скорость спортсменов
Биатлонная статистика
Наша сборная
Автографкарты
Фотогалереи сборной
Личные фотографии
Чемпионаты Украины
Спорт-школы Украины
Профайлы
Фотогалереи
registration
Регистрация
Вход
Мой профайл
next race

Кубок мира, Контиолахти
2024-11-30 13:15 (CET)
Одиночная смешанная эстафета

Ближайшая трансляция

Кубок мира, Контиолахти
2024-11-30 13:15 (CET)
Одиночная смешанная эстафета

Время киевское

Все трансляции


2023-02-19
Зміна поколінь: як уникнути глухого кута?

2019-10-05
По другую сторону трассы, часть 3

2019-10-03
По другую сторону трассы, часть 2

2019-10-02
По другую сторону трассы, часть 1

2019-03-11
Когда нет ничего невозможного

2019-02-28
Минск и Раубичи – это топ, но организация не выдерживает критики


2009-04-09 15:07 |

Игорь Починок: «Наши чиновники – сплошной тормоз для результатов в спорте»


Один из самых выдающихся биатлонных тренеров нашей страны отпраздновал 60-летний юбилей. В разговоре с корреспондентом «СПОРТглавреда» он вспомнил немало ярких историй из своей насыщенной событиями жизни.

С его именем связывают первые и главные успехи украинского биатлона. Как раз во времена руководства Игорем Починком женской сборной бронзовую награду на Олимпиаде-1994 выиграла Валентина Цербе, а Елена Петрова – серебро Игр-1998. Кроме того, хватало ярчайших побед на этапах Кубка мира.

Но сначала Игорь Починок построил «биалонный» фундамент в родном Тернополе…

Игорь Мирославович, во времена, когда вы начинали заниматься спортом, биатлона в Тернополе практически не существовало...


Я учился в Тернополе в школе №6. Все пацаны из моего класса занимались боксом или классической борьбой. Где-то в восьмом классе стал «классиком» и я. Записался в группу известного в нашем городе тренера Владимира Ломанцева. Тогда я умудрялся ходить сразу в две группы – к своим сверстникам и уже старшим, где лучшим был неоднократный чемпион Украины Анатолий Лосев. Не по своей воле, а из-за травмы, с борьбой пришлось «завязать». У нас в спортивной школе как раз проводился отбор на рядовой турнир в Черновцах. В моем весе самими сильными были я и мой товарищ Валерий Ищенко. И вот мы с ним договорились финал свести в ничью, то есть вдвоем поехать в Черновцы. В двух периодах мы побеждали по очереди, а в третьем сначала отдал балл я. Валерий же не спешил дать мне возможность отыграться. Но, зная его слабое место, я прошел в пояс и бросил. При этом травмировал кистевое сухожилье.

А как попали в биатлон?

Биатлон был не сразу. Я катался на лыжах еще в то время как занимался борьбой. Тогда очень увлекался лыжными пробежками чемпион Европы-1968 по классической борьбе Владимир Новохатько. Я тоже с ним часто ездил. Сама спортивная школа, где до сих пор тренируются борцы, размещается в Тернопольском замке, в самом центре города. В свою очередь Замок находиться на берегу знаменитого Тернопольского става. Во времена моего детства, когда лед был достаточно толстым, на озере проводилось очень много лыжных соревнований. Почти каждые выходные. На очередных решил стартовать я. Правда, у меня была только одна палка и какие-то деревянные лыжи.

Официально на старт меня не пустили, поскольку надо было пройти медкомиссию. Но я тихонько пристроился в общую группу и начал преследовать самого быстрого из них, как потом оказалось, сына руководителя местного спортобщества «Динамо». Что он должен быть сильным лыжником, определил по лыжам фирмы «Ярвонен» В те времена это было очень серьезно. Практически всю дистанцию продержался у него на хвосте и лишь под конец немножко отстал. На второй день повторилась практически та же картина. Меня в то время подметил тренер Борис Махаев, который сейчас живет в Харькове. Он и сагитировал перейти в лыжи.

У Бориса Ивановича был железный аргумент – без проблем смогу поступить в институт. На это и клюнул. Я ведь до этого не поступил в мединститут и родители уже начали говорить, что мне нужно задуматься о своем будущем. Летом сдал вступительные экзамены, где лучше всех пробежал легкоатлетический кросс, и поступил в Кременецкий пединститут. Хотя к единоборствам все равно ощущал слабость. Больше всего мне нравилось самбо. Но там могли соревноваться только милиционеры. Меня, правда, несколько раз подставляли под чужим именем. В тройке сильнейших был всегда.

Потом, когда меня перевели в Тернополь, уже познакомился с биатлоном. Тогда, в 70-е ДОСААФ должен был обязательно выставлять команду на чемпионат Украины по этому виду спорта. Сразу же поехал представлять Тернополь по ДОСААФу на первенство страны в Киев. Конечно, это была кинокомедия. Шутка ли, если ни одних соревнований по биатлону за спиной у меня не было. Скрутили винтовки какие-то и поехали. И в эстафете даже четвертыми стали. Потом с биатлоном столкнулись, когда попал на тренировочный сбор по лыжным гонкам в Сефтифкар. Как раз в то время там были сборники Беларуси по биатлону. Я несколько раз попросил их потренироваться вместе с винтовкой. В итоге уже через два года тих же белорусов мы обыгрывали молодежным составом на «колосовском» первенстве СССР.

Кто же передавал вам премудрости биатлона?

Когда в Тернополе пошел уклон на биатлон, то куратором нам назначили кадрового военного в отставке Романа Брониславовича Россинского. В биатлоне он вообще ничего не понимал. Пристреливал меня только он и поправок делать ни в коем случаи было нельзя. Полковник в отставке был человеком взрывным и критики не признавал. Хотя как стрелок он все делал правильно, но для биатлона этого мало. Позже я просто научился обманывать Романа Брониславовича и делал коррективы сам.

Таким вот образом научился оттачивать стрельбу самостоятельно. Кроме того, в метрах двухстах от моего дома в Тернополе, в районе под названием Старый Парк, был тир. Я часто туда заходил. Потренировался и начал немного попадать. Но там постоянно готовились стрелки и было всего четыре установки. Проходилось долго выстаивать в очередях.

Но вместе с тем подружился с четырьмя стрелками. Хорошие ребята, но очень много пили. Я же в те годы – ни капли в рот. Мои новые друзья предложили мне не ожидать так долго своей очереди и стрелять вместе с ними. Но для этого должен каждый раз давать членский взнос – рубль и 22 копейки. То есть цена излюбленного их напитка – белого сухого вина. Скидывались все и «кассу» получал победитель. Для меня со стипендией 28 рублей, это был большой стимул стрелять метко. Зимой, когда начал ходить в тир, стрелки еще давали мне фору в десять «очей». Но к лету ее уже сняли, ведь стреляли мы к тому времени на равных. Правда, «кассу» никогда не забирал, а лишь свою часть. Как раз в то время заклал основную стрелковую базу. Особенно хорошо у меня получалась стойка. Позже на соревнованиях, когда подъезжал на рубеж со стойкой – знал, что отстреляюсь без промахов.

Читал где-то, что параллельно с биатлоном вы занимались греблей на байдарках…

Раньше ведь как было? Зимой гребцы ездили на лыжах, а летом лыжники переквалифицировались в гребцов. Почти каждую неделю между собой соревнования устраивали то на байдарках, то на народных лодках с двумя веслами. Попробовать себя в новом виде спорта меня опять заставила травма. Когда в 1972 году закончил институт, у меня воспалился тазобедренный сустав. Год перед этим на чемпионате Украине по лыжным гонкам был в двух дисциплинах четвертым и пятым. А летом ощутил резкую боль как раз в упомянутом месте. Почти три года мучался. Позже, когда был вторым-третьим на чемпионате Украины по лыжным гонкам и выполнил норматив мастера спорта, кроссы во время подготовки и в футбол уже совсем не бегал. Использовал только роллеры и понемногу стрелял. Уже тогда я готовился к биатлону, понимая, что нагрузки, необходимые для высоких результатов в лыжах, мне уже не под силу. Но все-таки в конце октября ставал на лыжи. Ноябрь-декабрь откатывал и к началу января показывал очень приличную скорость на лыжне. Это зимой, а летом кроссы бегать не мог, так садился в байдарку и начинал грести.

Норматив мастера спорта по гребле выполнял два раза. Сначала под Львовом на чемпионате Украины по «Трудовым резервам» удалось это сделать вместе с юниором Юрой Цыкало в 10-километровой гонке. Припоминаю, тогда действующими чемпионами мира в четверке были Шурга и Грешта. Они ездили в двойке и мы «рубились» с ними до последнего. Они, что даже трудно себе представить, у нас «на волне» сидели. На финише наше время было на 40 секунд выше «мастерского». Но я-то не состоял в «Трудовых резервах», а значит права на присвоение званий не имел. Потом еще в «четверке» на чемпионате страны по ЦС «Динамо» был вторым.

Но все-таки понимал, что гребля – не мое. По методике, после первых 450 тренировочных километров начинается скоростная робота и лодка уже должна, словно «взлетать» над водой. Я тогда нагреб 500, но лодка так и оставалась в воде. После тысячи уже немножко начала подыматься. Логично, что для дальнейших выступлений надо было тренироваться и тренироваться. А времени на это не было.

Тренерскую карьеру вы начали очень рано…

После окончания института, меня пригласили в общество «Динамо» во Львов. Это было летом, а чтобы оформить документы, надо было ждать осеннего призыва. Но в тоже время вышел министерский указ о запрете призывать в армию учителей физкультуры. Сколько не старались динамовские чиновники, но ничего сделать так и не смогли. В военкомате документы не выдавали. Выход был один – идти работать в школу, по направлению. Хорошо, что документы из глубинки переделали на село близ Тернополя – Домаморычи. Первыми мои воспитанниками были Мыснык, Оныськив, Ладыка. Этой молодежью мы выигрывали первенство Украины ФСО «Колос». Потом в ЦС Сельских ДСО выиграли чемпионат союза.



Вы тренировали детей, но успевали тренироваться и сами. Ведь ваши первые серьезные успехи в качестве спортсмена состоялись в 1978 году, на Спартакиаде Украины…

Отмечу, что в 78-м специально к украинской Спартакиаде не готовился. Все время возился с пацанами и вместе с ними тренировался сам. Но потом выиграл все гонки на чемпионате Украины, кроме спринта. Но и там вполне мог победить. Спринту передовала индивидуальная гонка, на которой я показал первое время. Когда до старта в спринте оставалось две минуты, ко мне подошел ныне покойный Борис Михайлович Зорин и сказал снимать лыжи и идти оставлять автограф за получения хрустальной вазы за победу в предыдущей гонке. Иначе после финиша я бы уже ее не получил. Напомню, что в 70-е хрусталь просто так купить не удавалось. Пока закончил дела с этими ведомостями, моя очередь уже прошла. Тогда двукратному олимпийскому чемпиону Ивану Бякову проиграл 22 секунды, но на старт я опоздал из-за такой вот истории на 30-40 секунд. В индивидуальной гонке мы с нынешним главным тренером сборной Украины Евгением Колупаевым показали самое быстрое время ходом. Все остальные отстали минимум на три минуты. Только я стрельнул «ноль», а Евгений «махнул» семь или восемь раз. В эстафете стартовал на одном этапе с Бяковым. Так я выиграл у Ивана минуту и 22 секунды!

Почему ни вас, ни показывавших приличные результаты ваших воспитанников из Тернополя не брали в состав не то что сборной СССР, а даже Украины в 70-е года?

Украина на чемпионаты СССР выставляла команду самостоятельно. Но ни меня, ни Тараса Дольного, ни Петю Мысныка, ни других тернопольчан даже близко к сборной Украины не подпускали. Даже при условии, когда кто-то становился призером или чемпионом СССР. А Тарас ведь был вторым в индивидуальной гонке, а Петя четвертым в спринте. Что касается Мысныка, то он стартовал в этой гонке 144-м со 145-ти участников. И это в марте месяце, когда трассу вместо снега покрывала сплошная каша! При этом Петр сумел показать высокий результат, проиграв лишь секунду бронзовому призеру. Для сравнения: из тех, кто стартовал за сотней, даже в двадцатке никого не оказалось.

Меня же после Спартакиады 78-го со сборной Украины просто сплавили. Сразу же после Украины был запланирован сбор в Бакуриани. Меня туда взяли. Но, как оказалось, ненадолго. На пятый день сбора заходит ко мне в комнату один из комсомольцев и дает обратный билет «Тбилиси-Львов». Даже он удивился, почему же так быстро меня отправляют. Та история и поныне остается загадкой...

Виктор Щур выиграл чемпионат союза, но в сборную Украины его никто даже и не думал приглашать. А он ведь сначала выиграл гонку на чемпионате СССР по ЦС «Колос», еще в одной был вторым. Этот результат позволял выступать на «колосовском» чемпионате СССР. Там свои команды выставляли Алтайский край, Омская область, центр развития латвийского биатлона Варпа, Литва, Эстония. Беларусь была представлена воспитанниками очень сильного Благольского интерната. Да туда пробиться практически невозможно было, а Тернополь их в одну калитку обыгрывал! На чемпионате страны самым худшим результатом в личных гонках было второе место.

Возвращаясь к Щуру, на матче республик он лучше всех украинцев выступил. И после всего этого Виктора не включали в сборную Украины. Но я все-таки попытался выяснить, почему так происходит. Тогда уже сборной УССР руководил Василий Карленко. Я его спросил, какова ситуация с Щуром? Отправляют его на передсоюзный сбор в Свердловск? Переживал, чтоб никаких проблем с бумагами не возникло. Но проблем не возникло совсем. Как оказалось, оформлять-то совсем ничего не нужно. Василий Павлович лишь снизал плечами. По его расчетам, по системе Душанина гарантированный олимпийский чемпион – Лищинский. Щура порекомендовал забирать домой, поскольку он не в команде. Выводы делайте сами.

Без сборной Украины в сборную СССР пробиться было невозможно?

Судите сами. Тарас Дольный попал на юниорский чемпионат мира, но документы у него не были готовы. Чемпионат проходил в капиталистической стране ФРГ, а пробиться туда так просто в те времена было невозможно. Такая же ситуация с Щуром. Выигрывали себе чемпионаты СССР, но сидели дома. Дольный был на отборе на Олимпийские игры в 1984 году, но даже ни одна газета не вспомнила о нем. Хотя он показывал пятое время в спринте, в индивидуальной гонке – шестой-восьмой. А газете «Советский спорт» опубликовали 12-ку лучших, но Тараса там не было. В своих интервью «случайно» забывал о Дольном тренер сборной Маматов. Логично, что следующий этап отбора среди восьми лучших был уже без Тараса.

Но чему здесь удивляться? Разве в Украине сейчас не такая же ситуация? Молодежь ведь фактически доступа к основной команде не имеет. И прозрачной системы отбора не существует. Принципы те же, что и в мои времена. Я выигрывал Кубок, чемпионат и Спартакиаду но в сборную не попадал. Просто Зорин там держал только своих, киевских – Карленко, Колупаева, Бруенко и прочих. Уже тогда Карленко лично занимался бумагами. Высчитывал по системе Душанина перспективность. Я по ней вообще никуда не проходил, хотя выиграл индивидуальную 20-километровую гонку на вторых по рейтингу после чемпионата СССР соревнованиях – Матче республик, обыграв чемпиона мира белоруса Калмыкова.

Не пробившись в главную команду СССР, вы успели поработать в штабе юниорской сборной...

В 1980 году мы выиграли чемпионат СССР по сельским ДСО в Кировочипецке. После этого в 1982-м меня вместе с Дольным пригласили в юниорскую сборную СССР. Потом в эту команду был включен Виктор Щур. Тогда молодежь ездила на соревнования стран соцлагеря. И Щур там раза три выполнял норматив мастера спорта международного класса, но ему так не присвоили этого звания, поскольку надо было выработать документы через армию, а он не служил, а только считался . Я еле уболтал главного тренера сборной СССР Пшеницына не предпринимать никаких действий. Пришлось надавить на него через жену, родом из Житомирщины. После этого Пшеницын с супругой даже на каникулы в Тернополь в гости заезжали.

Как в то время удавалось не отпускать своих воспитанников в армию?

Все наши служили в армии. Только на бумажке. Я в штаб каждый месяц увольнительные возил. Для Прикарпатского военного округа биатлон не был приоритетным видом спорта и никто не интересовался нашим спортсменами. То есть они выступали на всех соревнованиях под знаменами «Колосом», а про армию и упоминания не было. Вот когда мы выиграли эстафету на чемпионате СССР-1980 «Колосом» на то время армейцами фактически Дольным, Щуром и Мысныком, тогда нынешний руководитель базы в Тысовце Мельников настроил главного тренера ЦСКА и сборной СССР Пшеницина, чтобы загнать наших в казармы и не дать им возможности выступать.

Но у Дольного и Мысныка весной закончился строк службы. Получается, Мельникову ничего не удалось сделать. А Щур через год выиграл личную гонку на чемпионате СССР и ему сразу приказали переезжать в Уральский округ служить. Но у Виктора тоже «дембель» был близок и он остался здесь. Возможно, это и минус для Виктора. Те пацаны, которые тогда переехали, сейчас уже на пенсии, но дослужились до очень высоких должностей в армии.



С обретением Украиной независимости вы наконец возглавили сборную страны. Женскую…

Эту должность мне в 1992 году Василий Карленко, который уже стал заместителем главы Госкомспорта по зимним видам спорта. Сначала отказывался, но в итоге все же согласился. И уже в 1993-м повез команду на чемпионат мира в Боровец.

Вам пришлось быть первопроходцем зимних Олимпиад. С какими проблемами столкнулись в Лиллехамере-1994?

Как всегда, подножки ставили, чиновники. Когда уже сформировали команду, нам резко обрезали финансирование. Сначала было восемь штатных спортсменок, которых «поставили» на ставку. Но где-то в июле начались урезания. Когда мы были на тренировочных сборах в белорусских Раубичах, главный тренер сборной Ламаев привез «радостную» весть с коллегии спорткомитета. На ней выступил один из наших светил науки академик Платонов, заявивший, что зимние виды спорта – утопия и культивировать их в Украине нет никого смысла. Тем самым уменьшили состав команды из восьми до пяти человек, то есть сняли зарплаты и обеспечение с троих спортсменок. Это непосредственно накануне Олимпиады. Но, как оказалось, и наука может ошибаться. Меньше чем через год Украина выиграла две медали на Играх в Лиллехаммере. Платонов, наверное, изменил после этого свое мнение о зимних видах спорта. Уже на Олимпиаде в Нагано я увидел его отдыхающего на горных лыжах. Он приехал отдохнуть на Игры в сопровождении милых дам. Но мне так и не хватило времени спросить его о тех событиях – изменилась ли его позиция или просто Ламаев, пока ехал в Раубичи, что-то напутал?

Что касается непосредственно Лиллехамера, то проблемы возникали с экипировкой, не было лыжероллеров. На сами Олимпийские игры по 360 долларов купили смазку на всю команду – мужскую и женскую. Этого было достаточно, чтобы помазать лыжи одному спортсмену на три гонки.

Как выкрутились?

Тогда впервые предложила Украине контракт фирма «Старт». Нам должны были дать 20 пар роллеров и оплатить два сбора в Скандинавии. Но Ламаев, не зная, что это такое, побоялся подписаться. Представитель фирмы заказали по поводу подписания соглашения ужин в ресторане, а Ламаев просто не пришел туда. После этого мы получили компенсацию за два этапа Кубка мира и на эти деньги купили два набора смазки той же фирмы «Старт». На ней проездили всю Олимпиаду.

Ваш воспитанник Тарас Дольный мог стать призером Олимпиады-94, если бы не дефекты стрелковых мишеней…

На праздновании 45-летия украинского биатлона Виталий Могиленко в микрофон рассказывал, что привезти Дольному медаль из Лиллехамера не позволили два габарита. Объяснять ему что-то еще раз уже не хотелось. Во-первых, Могиленко нам тогда эстафету завалил. Он пришел на стойку третьим и заработал три штрафных круга. Самое главное, что тогда в Норвегии во время соревнований канадское телевидение крутило повтор стрельбы Дольного. Отчетливо были видны попадания, но мишени не закрылись. В Лиллехамере из-за установок пострадали также француз и белоруска.



Но у женской команды, с которой работали вы, медали таки были…

А ведь Валентина Цербе вообще могла не стартовать в спринте в Лиллехамере! Дело в том, что перед самой гонкой приехал президент федерации биатлона Украины Иван Бяков, и сказал, что есть информация от некоторых тренеров и они настаивают на том чтобы Валя не бежала. Тогда на Олимпиаде была очень серьезная делегация с Сумской области во главе с губернатором и еще некоторыми людьми, которые имели влияние даже на руководство нашей олимпийской делегации. Хотя еще накануне мы огласили, что стартуют в спринте трое – Цербе, как лучшая в этой дисциплине среди сборниц, лучшая в предыдущей индивидуальной гонке Елена Огурцова (Зубрилова) и Марина Сколота для качественной подготовки к эстафете. На меня давили и пальцем тыкали на фамилию Петровой. Она, как оказалось, должна была быть в стартовом протоколе спринтерской гонки. Просто таки силовым решением я поставил Цербе в спринт. После Валиной бронзы вся биатлонная сборная еще и компенсацию получила за участие в Олимпиаде.

Что касается Сколоты, то она не должна была вообще быть на Олимпиаде. Ее включили после длительных споров, не взирая на мнение меня как тренера женской сборной. Как раз Марина завалила нам эстафету. Стрельни она хотя бы без штрафа, наше место было бы намного выше, нежели пятое.

Насколько я понимаю, здесь прослеживается след воспетого нашим телевидением тренера Романа Бондарука. Он ведь считался личным тренером и Петровой, и Сколоты…

Роман Романович никогда не был тренером или даже биатлонистом. Где-то в начале 90-х нынешний начальник всех национальных команд Валерий Татаринов как представитель общества «Динамо» забрал с подшефной базы во Львове коптерщика Романа Бондарука и сделал из него тренера по биатлону. Сначала Роман Романович был просто тренером сборной по стрельбе.

Но уже летом Бондарук забирает себе в Карленко, так как тот пошел работать в комитет, под свою опеку Надежду Белову. В Сумах Роману Романовичу открыли спецгруппу. Он привез себе из России двух сестер Молодцовых, чемпионок молодежных игр СССР со Свердловска, и не ниже призеров Союза Федорову, Корчагину и Меркушину из Омска. Уже через год сестры Молодцовы покинули Романа и спорт вместе с ним. Мне их просто очень жаль, ведь обе очень талантливые спортсменки были. Не знаю, что там произошло. Лучше спросить у Романа Романовича. Такая же участь постигла и Корчагину. Меркушина, насколько я знаю, сама попросилась от Бондарука во Львов. Вот когда вся эта бригада разбежалась в разные стороны, пришла еще Елена Петрова. Правда, не сама пришла, а ее к Роману направил Николай Зоц. Потом, отправив к Роману Романовичу, уберегли в спорте Татьяну Водопьянову. Она только окончила Броварской интернат и деваться ей было некуда.

С медалью Украина вернулась и со следующей Олимпиады в Нагано. Но тогда болельщики от женщин ожидали большего. В команде же была один из лидеров мирового биатлона Елена Зубрилова…

До 98-го мы сохранили всю команду, усилив ее Ниной Лемеш. В течение олимпийского цикла все наши девушки стали призерами чемпионатов мира, а в предолимипийский год на трассах Нагано наша эстафетная команда выиграла золото на этапе Кубка мира. Главные наши надежды возлагались на эстафету. Но, как говорят, не сраслось. Тренеры, которые были допущены к женской команде, ее развалили еще задолго до начала Олимпиады. На последнем этапе Кубка мира перед Нагано мы уже боролись, чтобы быть только в десятке.

Вы реально рассчитывали обыграть в эстафете Германию?

Задумка была проста – заставить немцев спешить, то есть сделать запас с первого этапа. Остановить Уши Дизль и заставить немок быть в роли догоняющих. Это могла сделать только Зубрилова. Ну, возможно, еще и Лемеш. Но у Нины были провалы – могла ярко выступить, а в следующей гонке просто остановиться. Так случилось на этапе Кубка мира перед Нагано, когда она выиграла спринт, а в эстафете просилась сойти. Возможно, не было обеспечения восстановительными препаратами.

Имена спортсменок, которые будут выступать на каждом этапе эстафеты в Нагано, тренерский штаб определил заранее. В моем понимании, первой должна была бежать только Зубрилова, последней – Водопьянова, второй – только Петрова. Участие во всех личных дисциплинах Кубка мира и тренировки проводилось в плане подготовки к Олимпиаде и никак по-другому. Тем более что тренеры, которые тогда вели команду в плане тактической подготовки были на три головы высшее тех же немцев.

Но в олимпийский сезон план подготовки был грубо нарушен. Зубрилову отпустили на индивидуальный график под руководством мужа. Знаю, что Валерий Борзов был категорически против того, чтобы Зубрилова готовилась по индивидуальному плану – но все спортивное руководство переубедила фраза, что если они поверят Роману Алексеевичу и позволят готовить жену самостоятельно, то точно будет две золотые медали на Олимпиаде.

Мы своего плана придерживались в течение трех этапов Кубка мира и на Кубке Украины в декабре. Потом следовал восстановительный сбор в Антерсельве. Но спорткомитет выделил деньги Роману Зубрилову для поездки на еще один этап в Германию. Вместо сбора супружеская пара отправилась собирать медали. Туда кроме Елены Роман Алексеевич прихватил еще и Цербе. Результат известен: на последнем перед Олимпиадой этапе Кубка мира Антерсельве Зубриловой не было и в числе 70-ти лучших. Видя, в какой Лена форме, я не хотел ее ставить в эстафету, но Роман Алексеевич просил поставить, чтобы не нанести ей психологической травмы. Я согласился. А потом ломали голову над тем, не снять нам ли вообще всю команду с дистанции. Но все же решили дать проехать свой этап Водопьяновой. У нее было недостаточно стартов в том сезоне.

Пятое место в эстафетной гонке на Олимпийских играх– это мак рассчитывать в той ситуации. Не знаю, как Роман Алексеевич мог обещать две золотые награды в личных дисциплинах, если Зубрилова на тот момент по рейтингу даже не попадала в украинскую четверку, которая должна была бежать на Олимпиаде. Но с подачи Романа Алексеевича Лену включили в состав. Зубрилов выдал «жезный» аргумент: она уже «поперла». «Доперлась» аж до 28-го места индивидуальной гонке. Удивляться нечему, ведь у Романа Алексеевича Елена если перла - она просто не стояла. Ума не приложу, по какой методике он готовил супругу. Поэтому она не бежала спринт. Мы да ли Зубриловой возможность отдохнуть перед эстафетой. На первый этап мы Елену не ставили – Дизль она обыграть уже не могла. Состав пришлось перекроить в зависимости от того, кто в какой форме находился. Отмечу, что через четыре года история повторилась. Но последствия сотрудничества Зубриловых были еще плачевнее. Речь в итоге шла уже не о медалях, а о том, попадет ли Лена в тридцатку хотя бы на одной гонке.



Насколько я понимаю, на Олимпиаде в Нагано тренерские решения корригировались свыше?

Да, на нас давили. Особенно, что это касается определения состава на спринтерскую гонку. Некто попал под влияние одного из двух Романов, поскольку второй был далеко. Зубрилов понимал, что катастрофа. Две медали обещал – одна уже не пропала. Лена тогда вообще не была готова бежать, не то, что бороться за золото. И я не поставил ее в спринтерскую гонку, невзирая на давку.

После Нагано состоялся «разбор полетов»?

Роман Алексеевич не ликом шитый, он доказал руководству нашего спорта, что если бы не Починок, то Зубрилова таки взяла бы своих два золота. Но я не знаю, как такое можно говорить. Выступление Зубриловой под руководством мужа было самым худшим за все время ее пребывания в сборной. На Олимпиаде она проиграла ходом полтора минуты Водопьяновой и больше двух минут Петровой.

После японской Олимпиады главного тренера сборной заменили. Вместо Ламаева пришел Бондарук. Ушли со сборной и вы. Это было ваше личное решение или вам «подсказали»?

Назначение Бондарука выглядело, мягко говоря, удивительным. Зачем было снимать Ламаева, когда с каждым годом результаты улучшались. Но еще будучи в Польше, Бондарук был назначен главным тренером сборной. Инициатором такого решения был Иван Федоренко. Тогда как раз Иван Никифорович был очень могущественным руководителем и не без его участия был снят с поста президента НОК Валерий Борзов. Федоренко тогда на эту должность как раз претендовал.

Если быть до конца откровенным, менять Ламаева на Бондарука – вообще не по-человечески и не по-спортивному…

После Нагано ко мне подошел Роман Романович и сказал, что хочет оставить меня работать с женской сборной. Я напрочь оказался. Сразу ответил, что ни одной минуты, даже секунды не задержусь в сборной, если там будет главный тренер с фамилией Бондарук. Не хотел бы и сейчас работать с ним и портить себе на него нервы.

Отношения с Роман Бондаруком и перед этим не складывались?

За два года перед Олимпийскими играми-1998 Боднарук покинул штаб сборной и поехал в Польшу готовить молодежный состав сборной этой страны. Но оставался личным тренером Елены Петровой. У нас была договоренность о том, что Роман Романович готовит Петрову только психологически, а к методике подготовки, если он хочет медали на Олимпийских играх, я его попросил не лезть. В методике Бондарук баран номер один среди всех мне известных тренеров.

Мы долго с ним не общались. Когда он позвонил и поздравил нас с Петровой с олимпийской наградой, это был второй звонок за последних два месяца. Перед этим он позвонил после нового 1998 года и первой же фразой спросил, почему Петровой не открыли визу в Германию для участия в этапе Кубка мира. Я спросил Романовича, какие у него есть аргументы, чтобы лезть ко мне с такими вопросами. Роман сказал, что когда Петрова стала призером чемпионата мира, то у нее за плечами уже было 18 стартов, а сейчас нет. Значит нужно ехать. Мой ответ пускай останется между нами. Но незадолго уже позвонил Ламаев и уже убеждал меня в том, что надо отправлять Петрову в Германию.

Для меня еще до сих пор остается загадкой как человек, не ощутивший на себе всех тонкостей биатлона, может так долго оставаться тренером сборных различных стран. При этом не последних сборных. Это феномен наукой, а тем более мной не изученный.

В 2002-м на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити вы поехали уже с параолимпийской сборной…

После Нагано, повторюсь, я при Бондааруке и при руководителях, которые его поддерживали, сказал, что больше с ним ни одного сбора и даже тренировки работать не хочу. Мне предложили перейти в молодежную сборную, но все равно под предводительством Романа Романовича. Тогда принял решение – вернуться в Тернополь и создать там команду образца сборной Украины 1994-1998 годов только из тернопольских биатлонистов. Тогда мы начали проводить спортивные лагеря талантливых детей в Ворохте, на «Пятихатках». Оттуда начали свой подъем Дериземля, Биланенко, Лысенко, Бережной, Пидгрушна, Сагайдак. Жаль, эта инициатива сейчас уже похоронена.

Потом судьба свела меня с очень хорошим человеком и талантливейшем руководителем – Президентом паралимпийского национального комитета Валерием Сушкевичем. Я с ним проработал два года. И несколько об этом не жалею. Он поверил в меня как тренера. За два года у меня не было фактически никаких проблем с организационными вопросами. Могу отметить, что так как многие сложные нюансы удавалось решать Валерию Михайловичу, при моей практике, не решал никто.



Неужели, вы тренер с именем, согласились так просто согласились перейти готовить паралимпийскую сборную?

Валерий Сушкевич убедил меня не с первой попытки. Но кроме того, что он очень хороший организатор, Валерий Михайлович еще мастер переубеждать. Кстати, во время работы с паралимпийцами, я не только отдавал свои знания, но многое приобрел. Да и игра стоила свеч. Мои подопечные в Солт-Лейк-Сити добыли 12 медалей.

Тогда в 2002-ом за выступлением нашей национальной команды по биатлону на Олимпиаде следили?

Поскольку паралимпийцы начинали позже, во время Олимпиады мы находился на тренировочных сборах в Еллостоуне. Мне было страшно смотреть на такой позор украинского биатлона. Мы общались с тренерами нашей сборной по телефону. Да и по интернету связывались. Когда пришло время эстафеты, даже не хотел звонить. Просто, когда общался с тренерским штабом, чувствовалось, что там катастрофическое состояние. Особенно после эстафеты.

Для меня до сих пор остается не понятным – кто завалил подготовку к двум Олимпийским играм в Нагано и Солт-Лейк-Сити. В первом случае, с подачи выше упомянутых мною господ, в спорткомитете узнали, что «автором» провала был однозначно Починок. В глаза мне этого никто никогда не говорил, но может кто-то и осмелится. Факты хоть какие-то наведет. Но вот на вторых Олимпийских играх Починка не было. Слышал оправдание о неправильно подобранных высотах, акклиматизации и реаклиматизации. Но в прессе я так и не нашел официальных объяснений дуэта Романов, которые и готовили нашу женскую сборную.

Ваше мнение, это вина Боднарука и Зубрилова?

- Я много раз говорил руководству украинского биатлона и спорта в целом, что это люди, которые не должны принимать окончательных решений. Им это просто не дано в силу многих обстоятельств.

Сейчас Роман Боднарук тренирует сборную Польши. Томаш Сикора первую часть этого сезона лидировал в общем зачете Кубка мира…

Роман Романович не знал, что такое биатлон и с какой стороны вставлять обойму, как Сикора уже был чемпионом мира. Сикора – суперталант на ровне с Бьерндаленом. И не известно, какими сейчас были бы у Томаша результаты, попади он к другому тренеру. В 1995 году Сикора уже становился чемпионом мира в классической гонке с четырьмя огневыми рубежами на 20 километров.

Возможно, Роман Романович и действительно сделал правильные выводы. Результаты польской сборной пошли вверх. Он даже сумел переубедить людей, которые ведут репортажи, даже на российских каналах, а украинские журналисты его просто героем сделали и забыли все о Солт-Лейк-Сити, где он был личным тренером не только Петровой, но и практически всех сборниц.

Но Бондарук - очень сильный и талантливый человек в плане умственного вбивания. Он ориентируется очень хорошо в любой ситуации. И очень хорошо переубеждает. Вот даже Василия Карленко, наверное, смог переубедить в том, что он не тренировал много лет Белову. После нескольких месяцев роботы совместной работы с Бондаруком имени Карленко рядом с Надеждой уже нигде не было. Даже на праздновании 45-летия украинского биатлона фотографировались призеры Спартакиады народов СССР, было такое ощущение, что Василий уже не чувствует никакого отношения к таким спортсменка, как Белова и Корчагина.

В свою очередь Роман Зубрилов сейчас снова в тренерском штабе сборной Украины…

Думаю, что феномен украинского биатлона. У нас как в том анекдоте: завалили колхоз – оправили руководить районом, завалили район – отправили в область, завалили область – отправили страной руководить. Может поэтому Украина в целом на таком низком уровне в мире. Каждый анекдот ведь из жизни берется. На самом деле, это печально не только для биатлона, но для всего нашего общества.

Ко всему прочему, Роман Романович тренирует вашу воспитанницу Елену Пидгрушну…

Не он один. Кроме него в сборной сейчас Григорий Шамрай. До того работал Василий Мукшин. Класс эти специалистов намного выше Зубрилова. Возможно, и Роман Алексеевич в тренерской бригаде и сам чему-то научился? Результатов роботы Зубрилова остается ждать не долго. После двух провальных Олимпийских игр, возможно, с третьей попытки Роман Алексеевич исправится. Но некоторые факты, которые я не хочу озвучивать, очень настораживают. Не исключено, что мы увидим еще одну «звездную» Олимпиаду Зубрилова.

На ваш взгляд, Пидгрушну готовят в правильном направлении?

Недавно разговаривал с Василием Карленко. Я же ему сразу напомнил, что у Пидгрушной была отличная стрельба. Она же на некоторых соревнованиях все три индивидуальных дисциплины с чистой стрельбой проходила, а эстафету – с одним дополнительным патроном. Теперь даже спринт без промаха пробежать не может. На каждом старте остаются неразбитые мишени. Карленко, как всегда, выкручивался с научной точки зрения и все в этом роде, но я так и услышал конкретного ответа от него. Дескать, в нашей сборной даже и некому поставить стрельбу на нужный уровень. Тогда я спросил: «Так чего вы ждете? На следующий год к штрафным минутам этого сезона добавится еще больше!». На это мое замечание Карленко так и не смог ответить.

Вернемся к Тернополю. Считаете, после ухода из сборной вам удалось навести здесь порядок?

Биатлон ведь в Тернополе начинался с меня. Даже тренера у меня не было. Вот я уже вспоминал о победной гонке на Матче республик. Там возникла скандальная ситуация. Тогда стрельба велась по мишеням, а их сорвал ветер. Так даже не кому было отстоять мой результат.

Первое, что удалось сделать – это база в селе Пидгородне под Тернополем. Она у нас получилась уникальной. Всюду сначала создается хоть какая-то материально-техническая основа, а потом уже начинают появляться высокие результаты. В тернопольском варианте – все наоборот. Сначала наши биатлонисты стали чемпионами СССР, а после этого построили базу. С самого начала то в том же Пидгороднем втихаря мишени на деревья прицепляли и так тренировались.

А вот лыжероллерная трасса и стрельбище пришли в упадок. Реконструкция планировалась более десяти лет назад, когда областью у нас руководил Василий Коломыйчук. Сейчас трасса в жалком состоянии. Власть на уровне области и со стороны общества «Колос» не спешит что-то делать. В последние года уже сам себе поставил задачу, чтобы к моим шестидесяти годам воспитанники тернопольского биатлона завоевали минимум 60 наград на чемпионатах мира и Европы. Юбилей стукнул, а подсчитать даже не успел. Но как говорят коллеги, медалей уже больше насобиралось. Так что план здесь, кажется, выполнен.

Еще одну задачу, которую перед собой поставил, еще предстоит выполнить. После Нагано я поставил себе за цель, чтобы сборная Украины на Олимпиаде была сформирована полностью из тернопольчан. Ближе всех здесь Елена Пидгрушна. До старта Ванкувера-2010 остается еще год и у Елены есть все шансы положить начало новым традициям тернопольского биатлона. Так что итожить буду уже после Олимпийских игр.



В последнее время все больше тернопольских биатлонистов появляется в кадетской и юниорской сборных. Финансирование областного биатлона соответствует уровню результатов?

Не хочу плакаться и не привык к этому. Одним из самых сложных моментов для нас остается техническое обеспечение. В очень большие деньги обходится закупка и подготовка лыж. Есть еще и проблема качественного оружия и патронов к нему. Даже на уровне молодежной сборной, с которой я уже два последних года плотно работаю, есть серьезные проблемы с обеспечением. Финансирование с каждым годом уменьшается, хоть оно и так мизерное. Сейчас тернопольских биатлонистов в молодежной сборной хватает. Но вот финансирование такое, что мы даже не можем купить по одной паре лыж на каждого. Я говорю объективно: при таком подходе трудно рассчитывать на высокие результаты.



У нас в спортивной школе пункт для закупки инвентаря объединен с пунктом для оплаты за использованное электричество и газ. Не знаю, какой умный такое мог придумать. Возможно, они из армии тех многочисленных академиков, но такое в Тернополе есть. Здесь напрашивается только один вывод: нам легшее бороться с ведущими странами в биатлонном мире, чем с нашими чиновниками. Но этот период борьбы надо пережить. Наших спортивные чиновники – это сплошной тормоз для результатов в спорте. К сожалению, за последнее время ситуация еще более усугубилась. На уровне страны идет борьба кланов, или как они теперь себя называют – политическими партиями, за власть. О детях и подрастающем поколении все забыли. Часто приходится бывать за границей и видеть как там развивается инфраструктура. Для детей создаются условия. У нас же все только уничтожается. Но, возможно, Украина и действительно уникальная страна и нам подходит эта вульгарная фраза: «Нас «кохають», а мы крепчаем!»

Ваши заслуги на уровне Тернополя выглядят самыми впечатляющими. Если не углубляться в подробности, то можно вспомнить лишь нескольких атлетов высокого уровня не связанных с биатлоном с этой области. Не предлагали ли вам возглавить местный спорт в целом?

Такие предложения, конечно, поступали. Один из местных губернаторов еще во времена Кучмы встречался со мной и лично спрашивал, как я отношусь к такой идее. Но, как по мне, работа клерком в спорткомитете не для меня. Я отказался. Информация просочилась в тернопольские спортивные круга. Многие коллеги удивлялись мне. Лично долголетний руководитель спорткомитета Виталий Игнатенко, которого хотели сместить, обещался отблагодарить меня за отказ. Он еще до сих пор в кресле, но во многих вопросах мы не находим общего языка.

А предложения поработать за границей поступали?

Впервые – еще в союзные времена приглашали в Польщу, в Закопане. Потом – в Чехию и Словакию. Последним было предложение переехать в Ханты-Мансийск. Это было перед Олимпиадой-1998 после этапа Кубка мира, как раз на олимпийских трассах в Нагано, когда мы выиграли женскую эстафету. Тогда у меня была встреча с руководством края – губернатором и его заместителями. Полтора года назад на летнем чемпионате Европы в Тысовце был еще один разговор о роботе в России.

Следует понимать, вы опять отказались?

В селе на Тернопольщине, там, где я родился, по соседству жили люди, о которых дети просто забыли. Они доживали старость сами. Их даже никогда никто и не навещал. Мои родители от меня никогда ничего особенного не требовали. Просто просили: «Ты хотя бы нас похорони, чтобы чужие люди этим не занимались». Думаю, дальше свое решение объяснять не стоит.

Ваш сын Александр в свое время тоже подавал надежды в биатлоне...

Потенциал у Саши был огромнейшей, но не использованный. У него не было особого желания реализовать свои возможности в спорте. А переубеждать и заставлять силой я не хотел. Он очень темпераментный. А холерикам, особенно в биатлоне, где нужна выдержка, очень трудно. Возможно, на судьбу моего старшего сына повлиял и постоянный субъективизм со стороны тренерского состава мужской сборной. Будучи призером чемпионата Европы и был неоднократным чемпионом Украины, во время отбора к молодежному чемпионату мира ему надо было выигрывать не одну минуту во всех, чтобы доказать свое превосходство. Он бежал контрольную гонку с температурой. И такая несправедливость творилось со стороны моих хороших друзей-тренеров…



Андрей Вербицкий, для «СПОРТглавреда»


Комментарии (Всего: 47)

[ 1, 2 ]

2009-04-12 11:10
 # 31  Crazy Dev Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Все коментарии о том кто прав, кто виноват можно будет сделать после ОИ-2010. Сейчас нечего бросаться один в одного тухлыми яйцами - этот сезон ни в чём не показательный и не решающий. Я помню провалы в Нагано (на фоне результатов этапов Кубка мира перед играми и после их), помню провалы СЛС( там вобще была похоронная процессия вместо украинского биатлона), помню результаты(читай провалы, кроме манны небесной имени Ефремовой) Турина. Если что-то похожее повториться в Ванкувере, то тогда можно со спокойной душой увольнять ВЕСЬ абсолютно тренерский состав.
По поводу Бондарука. Он хороший МОТИВАТОР, а не тренер(такой себе Пихлер польской сборной). Тренер в польской сборной - Надежда Белова.
2009-04-12 16:07
 # 32  dobrogelatel (Kyev) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Стаття скандальна але потрібна. Це холодний душ для усіх, хто до цього часу був і є в біатлонній обоймі. Нажаль, перед кожною олімпіадою виникають аналогічні скандали, оскільки кожен хоче себе обілити. Але це інтерв'ю тренера, який був у і є в українській обоймі і який навпаки мав подякувати усім за свої досягнення в 60 річний ювілей, як за це йому подякувала держава, НОК та Федерація біатлону Ураїни. Але вийшло напаки, він герой, а усі інші винуватів в тому, що Тарас Дольний не попав в команду на Олімпійські ігри ще в СРСР (хоч це питання дуже слизьке, оскільки були інші більш сильні претенденти з України, зокрема Василь Карленко, який був п'ятим на останньому відборі на Кубку СРСР в Бакуріані до Інструку 1976, а Бяков тоді переміг та попав у команду) чи Дольний не став олімпійським чемпіоном в Ліллехаммері ( із-за технічної несправності мішені), чи Валю Цербе не брали в команду, чи Щур, Мислик, Ліщинський, Шмигановська не досягли бажаних результатів. Але правда в тому, що результати Починка тісно пов'язані з роботою десятків тренерів, без яких і він би не досяг його ж результатів ( ввважаю, що вони достатньо скромні). А результати Паралімпійських ігор, то це досвід, здобутий Починком на помилках українських біатлоністів. Доречі, окремі особи Федерації біатлону рекомендували Починка Сушкевичу.
Вважаю, що у такий святковий день це непотрібний сморід, який ще раз сплив на поверхню перед Олімпійсьими іграми та не прикрашає наш біатлон, який дійсно зменшився до неможливого. І залишилися в ньому працювати найвідданіші люди, які до тогож не будучи біатлоністами досягли досить вагомих результатів. То ж треба радіти, а не смердіти (тренер Борзова Валентин Петровський не був спринтером, але ж Борзов став дворазовим олімпійським чемпіоном). От так і з Романом Зубриловим, Романом Бондаруком, Григорієм Шамраєм та багатьма іншими тренерами, які не будучи професіональними біатлоністами опанували біатлон та стали дійсними професіоналами, а не баранами). Це треба цінити. Проте, кожному є про що подумати напередодні Олімпійських ігор. Сьогодні, попри усім негараздам, що супроводжувли український біатлон за роки незалежності створено сприятливі умови бюрократими, організаторами, тренерами, представниками засобів масової інформації, спонсорами, меценаиами та окремими особистостями, як нариклад президент Володимир Бринзак для втілення у життя головної мрії усієї української біатлонної родини - .................
То ж давайте згуртуємося, та наблизимо цю мрію. Адже гуртом і суперника краще здолати.
2009-04-12 17:45
 # 33  Андрей Л Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Просто медали в нашем биатлоне трудно назвать "плановыми". Сплошная лотерея - кто попадёт в призы и попадёт ли вообще. Поэтому и оценка достижений идёт постфактум, когда появляются «аргументы»: Цербе не должна была бежать - медаль, на Ефремову никто не рассчитывал - медаль… Зато потом у этих успехов появляется много "причастных соавторов".
Поэтому и странно оценивать тренерскую работу в украинском биатлоне по медальным достижениям. У нас была лишь одна доминирующая биатлонистка - Зубрилова и ещё пара-тройка тех, кто сильно разочаровывался, если не привозил с мира или Олимпиады медаль.
А вообще, как и в любом другом виде спорта, тренерскую работу нужно оценивать по общим показателям команды (а также индивидуальным каждого спортсмена), сравнивая их с предыдущими годами. Вот там видна вся динамика и можно судить кто как работает, не учитывая, кому повезло на крупном турнире, а кому нет.
2009-04-12 18:23
 # 34  Мілана (Калуш) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Просто медали в нашем биатлоне трудно назвать "плановыми". Сплошная лотерея
Вот это и настораживает.
2009-04-12 19:53
 # 35  Андрей Л Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
2Мілана
"Вот это и настораживает"

Почему настораживает? Для нас это норма. Ведь мы не можем конкурировать с топ-командами ни по деньгам, ни по прочему мат-техно-фарма обеспечению. Да и такого широкого выбора спортсменов, способных в каждой гонке бороться за подиум, у нас нет. Поэтому пока мы можем только «выстреливать» и задача тренеров – подвести команду к главному турниру на пике формы, чтобы эти «прыжки выше головы» были возможны. А дальше – как получится… Каждая медаль в наших условиях – это супердостижение!
Другое дело, что везёт не всем и далеко не всегда. Очень показателен эпизод с Андреем Дериземлёй в Корее: 5 мм ближе к центру мишени – и ты чемпион, а так – получай 8-е место… С учётом же того, что биатлон сам по себе непредсказуем в плане результатов, можно сказать, что здесь распределение идёт по количеству шансов: чем сильнее команда, тем больше подобных шансов она имеет. Мы, увы, тут далеко не на первых ролях.
Правда, в сборной может быть один спортсмен, который способен дать результат (взять ту же Фосберг). А где одна звезда - там обязательно появятся новые…
И вот это наш путь. Я очень надеюсь на то, что из нынешнего молодого поколения украинских биатлонистов кто-нибудь превратится в мегазвезду. Предпосылки для этого есть. Да и Сикора в этом сезоне показал, на что способны ветераны не из топ-команд. Жаль, что ему на чемпионате мира не повезло. Но это только ещё одно подтверждение вышесказанного. Ничего не поделаешь, это биатлон…..
2009-04-12 22:16
 # 36  Мілана (Калуш) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
2 Андрей Л
Биатлон вообще непредсказуемый вид спорта.
Но в нашей команде эта непредсказуемость на главных стартах зашкаливает. Я когда-то уже писала, что все наши медали на ОИ скорее вопреки, чем благодаря. Те, кто реально мог претендовать на медали или подходили в очень плохой форме к Играм, или немотивированно провально на них выступали. Конечно, утешает, что в биатлонной лотерее выигрывал еще кто-то из наших. Но главные надежды не оправдывались.
Очень показателен эпизод с Андреем Дериземлёй в Корее: 5 мм ближе к центру мишени – и ты чемпион, а так – получай 8-е место… С учётом же того, что биатлон сам по себе непредсказуем в плане результатов, можно сказать, что здесь распределение идёт по количеству шансов:
А здесь как-раз нет ничего странного. Андрей на данный момент сильнейший из наших и его медаль никого не удивила бы. Скорее мы ее уже заждались.
2009-04-13 01:40
 # 37  Андрей Л Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
2Мілана
Это не непредсказуемость зашкаливает. Надо учитывать, что к ЧМ и ОИ на пик формы выходят все команды и на их фоне на крупных стартах мы не всегда выглядим ярко, часто с минимальными шансами, которые повышаются после ошибок соперников. Но чтобы эти шансы взять, мы должны быть в своей лучшей форме – и бежать, и стрелять, особенно, «когда нужно». А это сделать сложно, ввиду отсутствия «психологии победителя» и при огромном желании взять эту медаль. Была одна Зубрилова, которая могла, но это уже история…
А ещё «сверху» идёт накачка – «надо, надо медали»! Особенно плющит лидеров команды, от которых этого ждут. Но они-то сами сколько раз за всю свою карьеру на подиум этапов КМ попадали? Где они «привыкли побеждать», чтобы от них требовать «здесь и сейчас»... Вот отсюда и вся эта петрушка с «непредсказуемостью и вопреки». Часто 3-4 номеру команды легче бывает выстрелить, потому, что он не находится под психологическим прессом.
А ещё есть болезни, травмы, проколы с подготовкой и неподходящие для кого-то условия (рельеф, высота). Причём, на этом могут подзалететь все команды и даже такие Великие фигуры, как Бьорндален. Но топ-командам проще: не пошло у Нойнер, Глагов и Хенкель, на первые роли вышли Вильхельм и Денкингер. У России дисквалифицируют Юрьеву и Ахатову, заболела Слепцова, но тут – бац, выстреливает Зайцева, которая раньше лидером сборной России никогда не была, но судьба подарила ей шанс и она устанавливает рекорд – больше неё медалей на одном ЧМ никто из звёздных россиянок никогда не брал!
И даже при таком раскладе у нас могли быть медали. Чемпионат в Корее был «специфическим» с широчайшим списком «слагаемых успеха». На таком убийственном рельефе проблемы со снегом акклиматизация часовые пояса ветер гонки в вечернее время (список можно продолжить), а у нас год назад только вторые составы здешние условия опробовали. Однако, несмотря на это Андрей и Вита были очень близки к подиуму - не повезло, буквально по одной слагающей не срослось…
Но, допустим, были бы эти две медали и, я уверен, что под восторженные ликования никто бы не стал и заикаться про какие-то там упущения. Но это же в корне неверно. Нельзя оценивать базовую работу сборной, строя выводы на нюансах, которые к этой самой работе не имеют никакого отношения.
Поэтому, прежде чем обобщать, нужно детально разбирать каждый турнир в отдельности – все «за» и «против». Взять те же Олимпиады: Нагано, Солт-Лейк-Сити, Турин, Ванкувер – сплошь «специфические». И тем не менее, по одной медали берём, хотя могло быть и ни одной. Но, если берём, тем более «вопреки», усилиями тех, от кого не особо и ждали, то это значит, что сборная к турниру была готова. И не только лидеры, но и запасные. Просто повезло этим, а не другим. К сожалению, мы ещё не находимся на том уровне развития биатлона, когда на все эти нюансы плевать с высокой колокольни…
2009-04-13 12:43
 # 38  Мілана (Калуш) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Это не непредсказуемость зашкаливает. Надо учитывать, что к ЧМ и ОИ на пик формы выходят все команды и на их фоне на крупных стартах мы не всегда выглядим ярко, часто с минимальными шансами, которые повышаются после ошибок соперников. Но чтобы эти шансы взять, мы должны быть в своей лучшей форме – и бежать, и стрелять, особенно, «когда нужно». А это сделать сложно, ввиду отсутствия «психологии победителя» и при огромном желании взять эту медаль. Была одна Зубрилова, которая могла, но это уже история…
Совершенно со всем согласна.
А вот выступления Зубриловой я и имела в виду, когда писала:
"Те, кто реально мог претендовать на медали или подходили в очень плохой форме к Играм, или немотивированно провально на них выступали."
В этой статье как раз и была сделана попытка объяснить ее выступления. Мнение Починка весьма спорное, но, возможно, в чем-то правильное. Боюсь, что весьма резкая и некорректная форма изложения многим не позволит понять смысл.
но тут – бац, выстреливает Зайцева, которая раньше лидером сборной России никогда не была
А здесь я не со всем согласна. У Зайцевой были периоды, когда она выступала очень неплохо в начале сезона, даже в желтых майках, за что и прозвали ее "декабристкой". Но на весь сезон ее явно не хватало. Теперь она что-то изменила в подготовке и, я уверенна, выстрелила бы и при Ахатовой и Юрьевой. Зайцева, кстати, подтвердила это в своем интервью.
Но, допустим, были бы эти две медали и, я уверен, что под восторженные ликования никто бы не стал и заикаться про какие-то там упущения
Я и без этих медалей считаю этот сезон вполне успешным. Но на ОИ нам все равно грозит очередной провал. Мы все еще не научились выходить на пик формы к ответственным стартам. А без этого условия наши шансы в борьбе с элитой приближаются к 0.
И чем стабильнее и лучше становятся выступления, тем больше будут ожидания и больнее неудачи. Аппетит приходит во время еды.
Очень буду рада ошибиться.
2009-04-13 12:44
 # 39  dobrogelatel (Kyev) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Шановні добродії. Гадаю, що керівництво ФБУ має подякувати усім за обговорення інтерв'ю Ігоря Починка. Треба сьогодні виказати усе і до Олімпійських ігор не тримати дулю в кишені, а підтримувати наших спортсмнів добрими словами та гумором, що можливо зробити й на цьому сайті. Їм не потрібні ці службові передряги. Ім потрібна тренерська допомога та наша моральна підтрика.
Безумовоно, що в Україні відсутня така лава запасних як в Росії, чи інших країнах. Але в сучасних умовах розвитку біатлону та при наших знаннях, які нам ніхто не давав а ми їх здобували протягом багатьох років на власних помилках ми можемо витворяти чудеса. Згоден з попередніми висловлювачами, що десь нам не має везіння. Водночас не згоден з поняттям везіння в біатллоні. Везіння - це чітко продумана та спланована система підготовки, що зумовлена перш за все наявним досвідом тренера та змагальним досвідом спортсмена. Можна з найгіршої біатлонної ситуації на змаганнях знайи правильний вихід. І про це сідчать результати тих, котрим як кажуть повезло. Їм не повезло, вони просто прийняли натренеровне роками і єдине українських тренерів не вистачає. Вони часто радіють тренувальним результатм та за ними екстраполюють майбутні перемоги своїх вихованців. А наразі це не так. На тренуваннях спортсмени мають виконувати навантаження, які у декілька разів перевищують змагальні за емоційими та технічними параметрами.
Але це вже теорія.
Головне щоб кожен в олімпійський рік виконаав свою функцію. Чиновники мають забезпечити організацію підготовки та матеріально-технічне забезпечення (вони це завжи успішно робили на шляху розвитку біатлону, оскільки біатлон, як ніякий інший зимовий вид спорту в Укрїні завжди мав достатнє державне фінансування), організатори разом з Федерацією мають забезпечити процес підготовки, а тренери не допускати помилок та не упускати реальних шансів на здобуття медалей, як то було в Кореї (до речі завдань щодо завювання медалей в Кореї Федерація т Міністерство не ставили, але це був реальний шанс, то ж це тренерський прорахунок за яким стоять долі ще трьох спортсменок та їх тренерів, які не отримали можливої заробітної плати за підсумками чемпіонату світу). Не можна було тренувати перший етап Підгрушній, оскільки чемпіонат світу це не місце для тренування, а для змагання. Повторна помилка була допущена тренерами на КС в Ванкувері. А це вже система або авнтюризм, який межує з певною загрозою із-за власних бажань тренерів. Щодо можливих медалей Дериземлі та Біланенка, то це або технічний прорахунок споортсменів , або помилка тренерів, які не скорегували пристрілку з першою стірльбою. Над цим і спортсмени і тренери мають подумати , пригадати та перш за все сказати собі правду, а може й нам вболівальникам коли - небудь (в лазні). Ось цього треба боятися на Олімпійських іграх. І Солт Лейк Сіті тому великий урок.
Щодо сподівань на олімпійські медалі, як зазначають учасники цього діалогу "gланували одним а заробили інші", то це ж добре значить правильно працюємо, оскільки є резерв. А взагалі я згоден, що планувати в біатлоні не реально, бо сьогодні претендентів на кожну медаль майже 20 чоловік. Тому потрібна цілеспрямованга підготовка до Олімпійських ігор, а не гонка за подіумами.
О це і є проритет в роботы тренерів, а не гальмо бюрократів.
Бажаю усім здорового глузду та розсудку, а за ними обов'язково прийде удача.
2009-04-13 16:33
 # 40  Андрей Л Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
«А вот выступления Зубриловой я и имела в виду, когда писала:
"Те, кто реально мог претендовать на медали или подходили в очень плохой форме к Играм, или немотивированно провально на них выступали."
В этой статье как раз и была сделана попытка объяснить ее выступления. Мнение Починка весьма спорное, но, возможно, в чем-то правильное. Боюсь, что весьма резкая и некорректная форма изложения многим не позволит понять смысл».

Да смысл-то ясен и со многим можно согласиться, только вот аргументы хотелось бы в более информативной форме услышать. А так получается, если взаимоотношения в команде строились в такой же резкой и некорректной форме, то вот, пожалуйста, ещё одна причина неудачных выступлений. В атмосфере конфронтации сохранить концентрацию невозможно, особенно биатлонистам.
Судя по всему, Починок – тренер-диктатор. Это не хорошо и не плохо. Но, чтобы был конструктив, он должен быть в команде самым главным единоначальником с помощниками, которые дуют с ним в одну дуду и не выказывают мнений поперёк «генеральной линии». Но при этом, он также тянул бы в сборную своих воспитанников и затирал других. Поэтому непонятен его посыл в сторону функционеров, когда он сам же и говорит: «После Нагано я поставил себе за цель, чтобы сборная Украины на Олимпиаде была сформирована полностью из тернопольчан.» При этом он не уточняет своих принципов отбора в сборную. Хотя бы типа: я бы их так натренировал, что сумские с черниговскими не выдержала бы конкуренции!..

«А здесь я не со всем согласна. У Зайцевой были периоды, когда она выступала очень неплохо в начале сезона, даже в желтых майках, за что и прозвали ее "декабристкой". Но на весь сезон ее явно не хватало.»
Поэтому она и не была лидером сборной России, а теперь - да. Просто я этот пример привёл в качестве иллюстрации силы ведущих команд: у них могут провалится первые номера, но флаг подхватят другие. В результате, все смотрят на медальный зачёт и радуются – сборные план выполнили и хорошо. А провалившиеся лидеры в следующий раз отыграются, всё пучком.
А мы судим по одному лидеру команды, не оставляя ему права на ошибку.

«Я и без этих медалей считаю этот сезон вполне успешным».

Полностью согласен, потому что налицо прогресс по большинству показателей – а это главный критерий оценки работы тренерского штаба. По медалям оценивают только чиновники и болельщики :) Конечно, существует ещё много позиций, нуждающихся в улучшении, но то рабочие моменты…

«Но на ОИ нам все равно грозит очередной провал. Мы все еще не научились выходить на пик формы к ответственным стартам. А без этого условия наши шансы в борьбе с элитой приближаются к 0.»

Ну зачем же так пессимистично и категорично. Будет финансирование – подготовятся. Какой-никакой, а опыт подготовки к заокеанским Олимпиадам есть. Люди работают, делают выводы, используют лучшие прежние наработки. И главное, есть молодёжь, способная нас удивить и порадовать.
Мне вот кажется, что, как и прежде, больше стоит опасаться психологического фактора, а не проблем с функционалкой. И уж точно не должно быть напрягов внутри команды – только рабочая, благожелательная атмосфера. Ну а болельщики обеспечат прекрасную поддержку. Не знаю, но у меня предчувствие, граничащее с верой, что в Ванкувере у наших биатлонистов медали будут!
2009-04-13 21:43
 # 41  Мілана (Калуш) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
2 Андрей Л
2 dobrogelatel (Kyev)
Я целиком и полностью уверена, что не все зависит от денег. И не раз в этом убеждалась. Можно иметь финансирование в избытке (вариант для нас фантастический) и не иметь нужных результатов, а можно расчитывать на минимальные суммы и быть с медалями. И результаты в спорте всегда будут оценивать по количеству медалей. Хотя я считаю, что учитывая сегодняшнюю конкуренцию в биатлоне, 3-4 попадания в цветы и при отсутствии медалей на ОИ будут успехом .
2009-04-13 21:49
 # 42  dobrogelatel (Kyev) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Возле медалей в Ванкувере мы пройдем очень близко по нескольким причинам:
1. Не хватит тренерской смелости для глубокой индивидуализации подготовки как в мужской так и женской командах.
2. На Олимпийских играх ухудшится психологический климат в команде из-за личных тренерских симпатий к спортсменам и спортсменкам.
3. Сестрам Семеренкам не хватит силы если они не будут спать с тренажерами даже в период олимпийских игр.
4. Нас задавят соперники совремнными медико-биологическими технологиями.

Но с этим можно совладать если объединить усилия.
2009-04-14 21:59
 # 43  NN Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
А что такое "Сефтифкар"?
2009-04-15 21:43
 # 44  dobrogelatel (Kyev) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
"Сефтифкар"? - Это сертификат Автономной республики КОМИ.
2009-04-18 14:09
 # 45  Duoble Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
ARS
2009-04-20 14:38
 # 46  Duoble Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Я - очень верный болельщик сборной Украины. Так вот , исходя из всех открытых источников информации об украинском биатлоне , на текущий момент можно сделать вывод : никаких прорывов в ближайшие минимум 5 лет в этом виде спорта в Украине не предвидится. В лучшем случае - случайные подиумы на этапах КМ , - и то , только по стечению обстоятельств. Нет ни одного мало-мальски толкового компонента из которых складывается успешное развитие (прогресс) вида спорта. Какие-то результаты показываются скорее "вопреки" чему-либо нежели "благодаря". Остаётся только надеяться , что период "накопления опыта" когда-нибудь перейдёт в период реального "роста класса".
А пока будем болеть "за своих". Мы счастливые болельщики : мы ни в чём не уверены ; для нас каждое удачное выступление - праздник. Наша команда может с треском "провалиться" или вдруг ни с того ни с сего пройти в секундах от "золота". А есть ли большее счастье для болельщика чем красота и непредсказуемость очередного забега ?
2009-04-22 22:39
 # 47  Мілана (Калуш) Цитировать выделенное  Посмотреть профайл
Мы счастливые болельщики : мы ни в чём не уверены ; для нас каждое удачное выступление - праздник. Наша команда может с треском "провалиться" или вдруг ни с того ни с сего пройти в секундах от "золота". А есть ли большее счастье для болельщика чем красота и непредсказуемость очередного забега ?
Очень точно сказано.

[ 1, 2 ]

Останні обговорювані новини
    Нові матеріали (16 – 22 листопада) (2)
    Шушен, Відкритий чемпіонат Норвегії. Результати мас-стартів (5)
    Турнір прогнозистів сезону 2024/25. СТАРТ РЕЄСТРАЦІЇ (14)
    Ідре, Відкритий чемпіонат Швеції. Результати жіночого спринту (8)
    Ідре, Відкритий чемпіонат Швеції. Результати чоловічого спринту (14)
    Результати спринтів на Відкритому чемпіонаті в Шушені (2)
    Результати жіночої короткої індивідуальної гонки на чемпіонаті в Ідре (2)
    Віталій Мандзин - перший на чемпіонаті Швеції (13)
 
Добавить комментарий
Вы опознаны как:
1. Если вы уже регистрировались на сайте, введите ваш E-mail и пароль.
2. Если вы оставляете комментарий первый раз, вам необходимо придумать никнейм, и ввести ваш E-mail и пароль.


Имя или Никнейм: (не вводите его если вы уже регистрировались ранее)

E-mail:

Пароль:

Забыли пароль?

Комментарий

Кубок мира
# Имя Очки
Весь рейтинг
assessments
Оценки в последней гонке


vote
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні?
 
Провести конкурс, як зазвичай
vote
355
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
vote
121
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
vote
36
 
проголосовать



popular profile

Норвегия  Йоханнес Тингнес Бё
Украина  Александра Меркушина
Украина  Юлия Джима
Украина  Антон Дудченко
Украина  Анастасия Меркушина
Франция  Жюлья Симон
Украина  Любовь Кипяченкова
Украина  Дарья Блашко
Украина  Артем Прима
Украина  Елена Билосюк
Италия  Доротея Вирер
Италия  Лиза Виттоцци
Украина  Анна Кривонос
Швеция  Ханна Эберг
Украина  Богдан Цымбал

interview

2024-08-29
Іван Крулько: Перше загальнокомандне місце на літньому чемпіонаті світу - це добре, але я максималіст

2024-08-25
Віталій Мандзин: Я дуже задоволений своїм результатом

2024-08-24
Олена Городна: Дуже хвилювалась перед стартом

2024-08-24
Вікторія Хвостенко: Відчуваю дуже велику гордість

2024-08-24
Віталій Мандзин: У день Незалежності України чути наш гімн було в рази приємніше

2024-08-23
Артем Тищенко: Це подарунок для України!