|
|
2010-06-23 10:12 | Виталий Урбанович: "Я - не диктатор, но вы никому об этом не говорите"
|
|
|
Украинские биатлонисты начали подготовку к сезону. Мужчины первый сбор провели в Тысовце под руководством Виталия Урбановича. О том, как прошло знакомство команды с новым тренером и о том, как латвийский специалист видит свою дальнейшую работу с украинскими биатлонистами, мы решили выяснить у него самого. Правда, чтобы связаться с Урбановичем корреспонденту «СЭ» пришлось прибегнуть к помощи второго тренера команды Александра Семенова.
ПРИГЛАШЕНИЕ В УКРАИНУ - ВЫЗОВ
- Номером украинским сознательно не обзаводитесь или просто не успели? - Мы сейчас живем в тихом глухом месте - Тысовце. Я просто не успел карточку купить. Как только представится возможность, сделаю это.
- Украинский биатлон нашел вас или вы его? Иными словами, как возникла идея вашего сотрудничества с нашей сборной? - В конце сезона мне поступило предложение от Федерации биатлона Украины. Немного подумав, я его принял. Нельзя было такой шанс упускать. Должен сказать, что для меня, как для тренера, приглашение в украинскую сборную - это своего рода вызов. Страна у вас большая, команда - хорошая перспективная, есть и молодые, и уже зрелые спортсмены. Иными словами, работать очень интересно.
- Судя по публикациям в прессе, латвийский биатлон оказался в тяжелом финансовом положениии, в связи, с чем женскую и мужскую сборную объединили под началом одного тренера. Скажите, насколько эта информация соответствует действительности и связано ли с ней каким-то образом ваше решение покинуть Латвию? - Я находился у руля латвийской сборной двадцать лет и намерен был сделать небольшой перерыв. И команде, и мне нужны были перемены.
- Планы на сезон готовы, сборы расписаны, и вы уже наверняка составили мнение о финансовых возможностях, которыми обладает украинский биатлон. Насколько они превосходят бюджет латвийской команды или же на уровне национальных сборных разница не ощущается? - Конкретных цифр не знаю, но то, что возможностей у вашей сборной на порядок больше, чем у латвийской, можете даже не сомневаться. Латвия - страна маленькая, спортсменов на пальцах можно пересчитать. Нет ступенчатости в подходе к развитию биатлона, о резерве у нас мало заботятся. А в государственном бюджете вообще нет такой статьи как спортивные расходы. Чтобы получить деньги, спортсмену нужно хорошо выступать на этапах Кубка мира, чемпионатах мира и Европы. А если результата нет - живи, как хочешь. Мы в очень жестких условиях готовились к Олимпиаде в Ванкувере. Почти полгода жили на своей базе. - Расскажите о том, как проходили тренировки в Тысовце. И введите болельщиков в курс дальнейших планов команды, где, когда и с какими целями будут проводиться следующие сборы? - Первый сбор с участием тринадцати человек проходил в Тысовце. Носил он в первую очередь ознакомительный характер. Я присматривался к ребятам. Потрудились мы на славу, погода нас баловала, только в последние дни немного испортилась. Мы много стреляли, занимались общей физической подготовкой: лыжероллеры, бег, велосипеды, тренажерный зал. 27-го июня мы отправимся в эстонский городок Отепя. Там работа приобретет уже более индивидуальный характер, поскольку поедут туда только шесть-семь спортсменов. Одним будем подтягивать стрельбу. Другие сосредоточятся на функциональной подготовке. Третий сбор проведем на высокогорье в итальянском Антхольце с 21-го июля по 9-е августа. А дальше у нас по плану белорусские Раубичи, после чего вернемся в Тысовец. Там примем участие в чемпионате Украины. На конец сентября запланирован восстановительный сбор в теплых краях. А с октября начнем уже непосредственно лыжную подготовку на глетчере в Рамзау. В ноябре будем готовиться в Финляндии или Норвегии. А дальше сами занете - стартует Кубок мира.
НЕ ПРИЕМЛЮ ВРАНЬЯ И АЛКОГОЛЯ
- Владимил Брынзак на просьбу прокомментировать ваше назначение на должность тренера мужской сборной ответил следующее: «Мы искали независимого тренера, который был бы еще и хорошим психологом, а также мог создать благоприятный микроклимат в коллективе». Первый сбор подошел к концу, вы уже поняли насколько тяжело, или наоборот легко вам будет справиться с этой задачей? - Я думаю, что мы с парнями поладим. Конечно, они все разные, и нужно время, чтобы бы мы получше узнали друг друга. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.
- Есть ли биатлонисты, которые предпочли готовиться со своми личными тренерами, и как вы будете строить работу с ними? - Пока никто не изъявил такого желания, а если изъявит, то решение будет принимать руководство, а не я лично. Я считаю, что если ты сборник, то должен готовиться с основным составом. Потому что для него созданы все условия - есть врач, массажист и.т.д. К тому же, когда работаешь вместе с другими спортсменами такого же уровня, что и ты, тренировки получаются более качественными. Конечно, я не исключаю, что можно хорошо подготовиться и с личным тренером. Отбор в сборную в любом случае будет проходить по спортивному принципу, и если человек покажет результат, ему никто не откажет вправе выступать. На соревнования поедут сильнейшие. Но есть еще один немаловажный фактор, это наличие в биатлоне такой дисциплины, как эстафета. Если коллектив сплоченный, дружный, тогда и команда сильнее.
- Общались ли вы с прежним наставником мужской сборной Николаем Зоцем? Узнавали, к примеру, кому нужно сообщать куда ушли промахи, а кому наоборот противопоказано? Или такие мелочи будете выяснять непосредственно в процессе работы? - Николая Зоца я хорошо знаю, общался не только с ним, но и с другими украинскими тренерами. Считаю, что нужно использовать любой опыт. Конечно, лучше, проще и, главное, эффективнее воспользоваться чьей-то подсказкой, если таковая имеется, чем долго выяснять самому.
- Не могли бы вы составить психологический портрет мужской сборной Украины. Болельщикам особенно интересно будет услышать от незаангажированного специалиста со свежим взглядом пару слов о каждом из тех, за чьими выступлениями они пристально следят весь сезон, - Давайте вернемся к этому вопросу в сентябре, когда я проведу с ребятами уже несколько сборов. Конечно же, я видел украинских биатлонистов на соревнованиях и раньше. Но у меня была своя команда, своих пять ребят, и соответственно не было времени анализировать выступления представителей других стран.
- Коль уж вы не хотите пока говорите о своих новых подопечных, давайте поговорим о вас. Чего категорически не приемлет тренер Виталий Урбанович? - Я не диктатор, но вы лучше никому об этом не говорите. А то ребята прочитают и начнут пользоваться. (Смеется). У меня к работе подход демократичный. Чего категорически не приемлю, так это вранья. Если спортсмен чего-то не сделал или наоборот что-то сделал, лучше пусть сам признается. Еще терпеть не могу, когда злоупотребляют алкоголем. Хотя на таком профессиональном уровне, с подобным сталкиваться практически не приходится. А люблю я откровенность. Если тебе что-то не нравится, подойди и открыто скажи. А не беги жаловаться личному тренеру или звонить в федерацию. Информация, которая доходит из вторых или третьих рук, редко бывает достоверной.
ПОЛМИНУТЫ НА СТАРТЕ - ПЯТЬ МЕСТ НА ФИНИШЕ
- Как вы считаете, отсутствие олимпийской медали отвечает уровню развития украинского биатлона, или же было бы все-таки более закономерно, если бы мы вернулись не с пустыми руками из Ванкувера? - Украина, конечно, была очень близка к медали в Ванкувере, и если бы кто-то из украинских спортсменов ее завоевал, это бы подняло биатлон в вашей стране на новый уровень. Но на Олимпийских играх стартует девяносто человек, тридцать-сорок из них, я не преувеличиваю, могут бороться за место на пьедестале. Спортсмен должен быть хорошо готов психологически и функционально, а еще ему просто должно повезти. Один попадет на стрельбище в порыв ветра, а другому - затишье.
- На ваш взгляд, какую роль в том, как сложилась Олимпиада для Андрея Дериземли и Илмарса Брициса сыграла стихия, во власти которой оказались первые стартовые номера спринерской гонки в Уистлере? - Я вам скажу, что им обоим еще повезло со жребием в спринте. Правда, если бы они стартовали на пару номеров раньше, результат мог бы быть даже лучше. Дериземля с двумя штрафами стал пятым, Брицис, который побежал на дистанцию несколько позже, 14-м Плюс каждые полминуты на старте потом отбрасывали на пять мест на финише. - Брицис был очень близок к тому, чтобы вписать новую страничку в историю латвийского биатлона на Олимпиаде в Турине. Что чувствовали вы, когда он отстрелял на ноль последний рубеж в гонке преследования и побежал на дистанцию в восьми секундах от третьего места? - Брицису тогда метров двести не хватило до олимпийской медали. Он функционально был здорово готов и к Играм в Ванкувере. Но там уже стрельба не пошла, к сожалению, ни в одной из гонок. Может, проблема была в психологии. Мы анализировали, но так и не пришли к единому мнению.
- Помните, под каким номером ваш спортсмен выходил на старт в гонке преследования в Турине? И вообще насколько вы суеверный человек? - Под тринадцатым, но я не суеверный. Когда сам бегал, мне семерка нравилась. Если выпадало стартовать под седьмым номером, считал, должно повезти. И везло. Но в принципе, я на такие вещи внимания не обращаю.
ВТОРОГО ТАКОГО, КАК БРИЦИС НЕ ВСТРЕЧАЛ
- Спортивное долголетие Брициса объясняется его огромной любовью к биатлону или же он боится тех проблем, с которыми рано или поздно сталкиваются практически все атлеты постсоветского пространства, решившие завершить карьеру? - Брицис просто помешан на спорте, второго такого я в своей жизни не встречал.
- Для всего мира латвийский биатлон - это в первую очередь Илмарс Брицис. Он самый одаренный из биатлонистов своей страны или же просто другие таланты по тем или иным причинам не смогли раскрыться? - Был период в латвийской сборной, с 1997-го по 2002-й год, когда мы могли два этапа в эстафете попугать соперников. Но на все четыре команды не хватало. Брицис же скорее работяга, чем талант. В Латвии были и более одаренные ребята, но они не так серьезно относились к тренировкам. Вообще, не так легко определить, что является залогом успеха. Вот в прошлом сезоне выстрелил сын второго тренера украинской сборной Сергей Семенов. Но мне пока трудно сказать: это больше талант или труд.
- Не кажется ли вам, что дети спортсменов имеют своеобразную фору, будучи с детства приобщенными к тренировочному процессу? - Плюсов, безусловно, много, но есть и минусы, о них вам лучше спросить у того же Александра Семенова или к, примеру, у Илмарса Брициса. Его дочка выступала в лыжных гонках на Олимпиаде в Ванкувере. Приезжайте в марте на чемпионат мира в Ханты-Мансийск. Илмарс будет в нем участвовать и поинтересуйтесь. Мой сын не занимался биатлоном, играл в теннис, и довольно рано бросил. Но я прекрасно понимаю, насколько тяжело тренировать своего ребенка. И в первую очередь с точки зрения сохранения здорового микроклимата в коллективе. Ведь очень сложно избежать вопросов: почему вы относитесь к своему сыну так, а ко мне иначе?
- Латвийский биатлон никогда не пользовался услугами легионеров, как это делали, получая неплохие дивиденды те же Украина, Белоруссия, Казахстан. Из принципа или по каким-то иным причинам? - Во-первых, процесс оформления гражданства у нас непростой. Чтобы получить его, нужно десять лет прожить в Латвии. А если и сделали бы исключение, то только для спортсмена с именем. Так что не прижилась у нас подобная практика. А во-вторых, если я кого-то приглашаю, значит, несу за него ответственность. А не так, подержал два годика, а потом до свидания - не подходишь ты нам. Нужно обеспечить спортсмена зарплатой, квартирой, а это все достаточно сложно. Хотя с другой стороны, если посчитать, возможно, это было бы и не дороже, чем вырастить своего биатлониста, довести его со школьной скамьи до уровня национальной сборной.
ПРО НЕУДАЧИ ДАВАЙТЕ ПОКА НЕ БУДЕМ
- Какие результаты украинских биатлонистов позволят сказать вам, что этот сезон был очень удачным, какие - удовлетворительным, а какие - провальным? - Если сделаем то, чего все уже давно ждут, а именно зацепимся за медаль на чемпионате мира, то это будет очень здорово. А про неудачи давайте пока не будем говорить.
- А если на трассе в борьбе за медаль схлеснутся украинский и латвийский биатлонист - за кого будете болеть? - Мы с Брицисом столько времени провели вместе, разве я смогу за него не болеть! Но, с другой стороны я такой человек, который привык относиться к своей работе профессионально. А награда чемпионата мира - это визитка не только спортсмена, но и его тренера. Так что я буду добросовестно выполнять свои обязанности и стараться, чтобы украинские биатлонисты хорошо выступали. Можете не сомневаться.
- Какие фразы по-украински уже выучили вы, и какие латышские слова появились в лексиконе украинских биатлонистов? - «Дякую» могу сказать. Вообще мы на языковом вопросе внимания не заостряем. Понимаем друг друга хорошо на русском. Хоть мне бывает тяжело подобрать какое-то слово.
- У нас к тренерам приятно обращаться по имени отчеству, иногда даже только по отчеству. Вы приняли украиские традиции или же прививаете свои? - Я предоставил спортсменам право выбора, не хочу, чтобы они язык сломали. Потому что многим трудно выигроворить мое отчество - Язепович. Можно и по имени обращаться.
Анна Савчик, газета «СЭ в Украине»
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 0)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
121
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|