|
|
2011-01-10 12:41 | Александр Заровный: Быть сервисменом не так уж легко...
|
|
|
Мы знаем о наших спортсменах, если не все, то многое: на каких лыжах бегают, новый ли приклад у винтовки, с какой скоростью пробежали последнюю гонку… Но мы очень мало говорим о людях, которые обеспечивают ребятам сборной нормальные условия для тренировок и соревнований. Это врачи и массажисты, тренеры и сервисмены. Вот, к примеру, о последних - о сервисменах. Отважные мушкетеры, у которых раньше всех подъем и позже всех отбой, их четверо: Сергей Михайленко, Александр Семенов, Александр Заровный, Виталий Руденчик (на фото слева на право). Вместо шпаг, у них лыжи и разные, известные только им, тайные смазки, которыми они, как рыцари, защищают нашу сборную.
Часто в своих комментариях после гонок, а особенно удачных, мы слышим, как спортсмены благодарят сервисменов за то, что лыжи «катили» хорошо, не доставляя неудобств. Так ли проста эта работа, насколько ближе будет к пьедесталу биатлонист, если команда сервисменов «угадает» со смазкой лыж, где, в конце концов, учат этой специальности? Эти вопросы я и задала Александру Заровному, одному из нашей блестящей четверки.
- Вы у нас бойцы невидимого фронта. От вашей работы в большой степени зависит то, займет ли спортсмен высокое место. Для начала, расскажите о себе.
- С раннего детства я занимался лыжными гонками и 10 лет был в сборной команде Украины. Однажды, на подготовке в австрийском Рамзау к Олимпийским Играм в Солт-Лейк Сити, за два дня до вылета в Америку, мне сказали что какой-то «чиновник» решил, что на Олимпиаду я не поеду! Во мне все сломалось, и для себя я решил закончить карьеру лыжника-гонщика. Александр Семенов, мой личный тренер, предложил мне перейти в сборную Болгарии и попробовать себя в качестве биатлониста. Мы переехали туда, и 3 года я занимался биатлоном, потом женился, родилась дочь. Жена сказала, что хватит быть спортсменом, нужно больше времени проводить дома с семьей, ребенком. Поэтому я закончил свою спортивную карьеру и год сидел дома.
Я окончил Черниговский педагогический университет, и в то время учился на заочном отделении в Одесском юридическом университете. Моя жена очень хороший юрист, поэтому меня также заинтересовала эта тема, и я захотел попробовать себя на этой ниве.
Спорт для меня всегда был и есть очень важной частью моей жизни. Профессиональные спортсмены знают как после окончания спортивной карьеры и снижения нагрузок все тело, мышцы ноют еще полгода. И вот однажды мне позвонили и предложили работу сервисмена, то есть смазчика, в украинской команде. Это было 6 лет назад. Спортом я занимался постоянно и не мог без него жить, поэтому решил попробовать. Я знал кто такие смазчики, потому что видел их в других командах, как они работают и как происходит весь этот процесс. В лыжной команде я, к сожалению, этого не видел, потому что этим занимались тренеры и делали они это не на очень высоком уровне.
Тогда, по сути, и началась моя карьера смазчика. Специально я этому не обучался. Вообще, мне кажется, что научиться этому делу можно, но обязательно должно присутствовать «обостренное чувство скольжения», правильного подбора смазки.
- Откуда же вы тогда знали как это нужно делать правильно?
- Знания накапливались на протяжении всей спортивной карьеры. Я этим постоянно интересовался. Если, например, бежишь гонку 30 или 50 км и тебя объезжают со спуска спортсмены других стран, то ты интересуешься, почему это происходит, как это происходит, почему он едет быстрей.
- Из чего состоит работа смазчика? Говорят, что именно эти люди встают раньше всех, а ложатся позже всех.
- Смазчики – это вообще неправильный термин. Правильная терминология – это сервисмен. Некоторые даже обижаются, если их называют смазчиками.
Вообще, я бы не сказал, что это очень легкая работа. Очень часто мы встаем в пол шестого, в шесть. Конечно, вставать так рано бывает тяжеловато. Когда мы приезжаем на стадион, то измеряем температуру снега, температуру воздуха, влажность снега. Смотрим, какую нужно взять смазку. Хотя обычно, мы примерно знаем, что именно нужно для того места, где мы находимся. Также смотрим структуру снега. Микроскопа у нас нет, но по личному опыту мы уже знаем, что и как. И, исходя из этих данных, подбираем смазку. Работаем мы с 16 парами лыж. Бывает, что кладем смазку на все пары, но нас не устраивает ни работа лыж, ни их скольжение.
Самый тяжелый день – первый. Нам всегда дают результаты синоптических прогнозов. И уже, исходя из этих измерений и собственных, мы и планируем нашу работу!
- Сколько времени уходит на то, чтобы сделать одну пару лыж?
- Это зависит от опытности сервисмена. Если это опытный человек, то ему будет достаточно и 5 минут. Если же неопытный, то времени понадобится больше.
- Как вообще происходит процесс смазки лыж?
Изначально мы заказываем 20 полностью похожих между собой пар лыж и обрабатываем их очень длительное время. Почти на всех местах старта мы отбираем лыжи, а несколько пар выбрасываем. Сам же процесс происходит так: лыжи стоят в промывочном парафине, чтобы не засорялись поры. Мы берем лыжу, снимаем с нее парафин, потом на чистую, сухую поверхность наносим порошок. Порошок состоит из фтора и добавления еще некоторых материалов. Дальше мы проводим по лыже утюгом, который должен быть разогрет до 160 градусов. Вся эта работа проводится в специальной маске, чтобы защитить свой организм и не дышать вредными испарениями. Когда проводишь утюжком по лыже, состояние смазки должно быть особым. За этим процессом интересно наблюдать, потому что после того, как ты правильно провел утюжком, то вверх поднимаются золотистые снежинки, и если не достичь этого состояния смазки, то скольжение будет уже совершенно другое. Утюги нужны специальные, в которых каждый миллиметр поверхности разогревается равномерно, некоторые из них стоят больше тысячи евро! Только при таком условии работа будет выполнена качественно. Если, к примеру, взять обычный утюг, которым мы гладим белье, то ничего не получится, потому что там совершенно другая технология.
После того, как мы положили порошок на лыжу, то оставляем ее на пару минут охлаждаться. Когда она остыла, снимаем этот парафин специальными щеточками и полируем так, чтобы все полностью блестело, и поверхность была готова для того, чтобы ее откатывать.
После того, как мы проделали эту работу со всеми парами, мы их складываем на специальные носилки и несем на трассу для обкатки. У обкатчиков должны быть одинаковыми структура и масса тела, чтобы лыжи ехали одинаково. Скатываем вместе с напарником, меняемся, опять скатываем, затем обсуждаем и меняем лыжи. Процесс обкатки всех пар занимает около 2х часов. Если возникают какие-то вопросы или неудовлетворенность в скольжении, мы их обязательно обсуждаем и решаем что делать. Очень часто мы придумываем неординарные варианты, пытаемся сделать что-то, чего нет у других команд. В основном, такие варианты и выстреливают. Обычный вариант – это одно, каждый может его сделать, а вот что-то смешать, придумать что-то новое – не у всех получается. Мы очень радуемся, когда едет одна из наших «гремучих смесей порошков», которого ни у кого нет, и мы знаем, что этот вариант - эксклюзив. Ну а уже непосредственно во время соревнований вся наша бригада стоит на лыжной трассе и подгоняет спортсменов!
После гонок мы также остаемся. Обрабатываем лыжи специальным раствором, так называемой, «смывкой» с фтором. Мы делаем это для того, чтобы снять остаток порошка, либо ускорителя. Можно этот процесс сравнить с девушкой, которая с утра накладывает макияж, делает это поэтапно, используя какие-то свои секреты для достижения лучшего результата, а вечером все это снимает. Так же и мы обрабатываем лыжи после окончания гонки, чтобы на следующий день можно было заново все нанести.
Поэтому и получается, чтобы все это сделать, уходит много времени. Бывает, уезжаем в 6 утра, а возвращаемся в 10 вечера. Но это не всегда так. Бывает, конечно, что работа занимает и меньше времени.
- Чем вы занимаетесь в межсезонье?
- На сборы летом с командой мы не ездим. У нас сезон закончился и все, ты можешь делать то, что хочешь, либо же искать другую работу. В конце сезона мы еще не знаем будем ли работать в следующем, так как подписанных контрактов с нами нет.
- Как реагируете на то, если спортсмены всю вину перекладывают на сервисменов и говорят, что лыжи катили плохо именно из-за них?
- Это бывает крайне редко, но ошибок в этой жизни, к сожалению, не избежать. И мне искренне хочется пожелать всем нам удачи!
Мария Осолодкина, Поклюка, Словения Фотографии предоставил Виталий Руденчик
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 51)
|
[ 1, 2 ]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|