Не пойти на поводу эмоций. "Болельщикам" сборной Украины
Женская эстафета в Оберхофе ожидаемо вызвала шквал эмоций среди болельщиков. Ну конечно – трехнедельное томление без большого биатлона привело к огромному скоплению адреналина, который требовал момента, чтобы выплеснуться со всей силой. И Рождественская гонка, в которой блестящую победу одержали Валя Семеренко и Сергей Семенов, не погасила, а только накалила страсти.
Уже новость с составом нашей эстафеты собрала более четырех сотен комментариев неравнодушных болельщиков. А наличие сразу двух дебютанток в четверке родила вполне ожидаемые апокалиптические эмоции. "Что это за состав?!", "Сливаем гонку!", "Нам не попасть даже в десятку!", "А как же Кубок наций?!", "Тренеры ничего не понимают в биатлоне!" - примерно таков был лейтмотив значительного количества комментариев, по всей видимости, видных в биатлоне специалистов, зашифрованных под никнеймами посетителей сайта.
Сезон, еще в интервью Владимира Брынзака перед Остерсундом, был заявлен, как разгрузочный и экспериментальный. Еще раз – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ, Но разве можно проводить эксперименты под таким прессом болельщиков? Ведь, не забываем, спортсмены, тренеры и даже президент федерации заходят на сайт и читают комментарии. И всегда благодарят болельщиков за поддержку и понимание. Еще раз – ПОНИМАНИЕ. А сегодня и тренеры, принявшие смелое и неординарное решение, и персонально Ира Варвинец получили такую "поддержку" и не менее мощное "понимание", после которого можно собирать вещи и уезжать из Оберхофа, не дожидаясь спринта.
Да, уже через несколько минут после финиша гонки стали появляться здравые и рассудительные комментарии, но те, кто хотел выплеснуть тот самый накопившийся адреналин, успешно это сделали и ушли по своим делам, ожидая следующей возможности вот так снять напряжение на спортсменах и тренерах. Хотя многие, нещадно критиковавшие, уже через полчаса остывали и наверняка готовы были оценивать гонку более сдержанно, и даже (о, чудо!) искать в ней позитивные моменты. Это еще раз говорит о том, что если хочется о чем-то громко покричать, сначала стоит сделать глубокий вдох и посчитать до десяти.
Но все-таки давайте попытаемся с немного остывшими эмоциями разобраться, что же все-таки произошло, в чем суть большинства претензий и насколько они справедливы.
Сразу после публикации стартового состава главными претензиями были:
- Почему дебютантка Меркушина на первом этапе? - Почему Валя не финишер? - Как пережить валидол от Абрамовой? - Надо поставить Варвинец на первый (второй, третий) этап.
Одним словом, претензии болельщиков были по всем пунктам. Да в этом и не стоило сомневаться: новое поколение, наученное игрой на компьютерных симуляторах, дай ему волю, на все четыре этапа поставило бы Макаряйнен. И я не рискнул бы не согласиться с таким выбором :) Но жизнь – штука жестокая, и приходится учитывать реалии, сложившиеся на сегодняшний день.
Конечно, болельщикам вскружила голову олимпийская эстафета. Безусловно, золото Сочи еще не одно десятилетие будет путеводной звездой нашего биатлона, даже если на последующих Олимпиадах в копилку украинской команды посыплется дождь из медалей различного, в том числе и высшего, достоинства. Но реалии таковы, что по разным причинам к сегодняшней гонке из того золотого состава подошла только Валя Семеренко. Настя Меркушина и Ира Варвинец проводили свои дебютные старты в эстафетах Кубка мира, а Оля Абрамова имела за плечами опыт аж одной (!) гонки, без малого месяц назад в Хохфильцене. Еще раз – три наши девушки вместе взятые имели опыт одной (!) эстафеты Кубка мира!
И вот прошла гонка – и оказалось, что из четырех предстартовых претензий три первых оказались не состоятельны. Меркушина прекрасно, как для дебютантки выступила на первом этапе, проиграв всего 25 секунд лидеру – практически в любой нашей эстафете это всегда считалось очень качественным результатом. Семеренко блестяще провела этап, приведя команду к лидерской позиции к экватору гонки. Абрамова стала чуть ли не открытием эстафеты, не только не упустив преимущество, но и нарастив его по времени.
…И тут все собаки были спущены на Варвинец. Трудно спорить – назвать гонку в исполнении Иры отличной или даже очень хорошей, сложно. Действительно, чистым ходом спортсменка оказалась (вполне прогнозируемо!) не готова пока бороться с соперницами уровня Витковой, Домрачевой, Экхофф и Оберхофер. Да и сложно оказаться готовой, когда во время дебюта тебя подгоняют, называя в соперницах такие фамилии. Я совсем не исключаю, что Ира на самом деле сейчас может бежать лучше, чем показала сегодня. Просто в пылу борьбы где-то переволновалась, «задышалась», из-за чего силы с каждым шагом стали уходить вдвое быстрее, чем это происходит обычно в гонке.
Но, опять же, кто в нашей сборной, кроме Вали, готов сражаться с такими соперницами? Да, уже вижу первый "рецепт" от "специалистов": Так Валю и надо было ставить на последний этап!
Да, может быть. Возможно, в этом случае и удалось бы сегодня занять не шестое, а пятое место. А может быть и восьмое… Ведь давайте не забывать, что к четвертому этапу на стадион опустился густой туман. Сумела бы Валя в этих условиях точно так же разбить мишени из десяти выстрелов? И ведь ей в этом случае пришлось бы не за лидерство бороться, а выбираться из середины пелотона, отыгрывая позиции.
Причем последний тезис касается и Оли Абрамовой. Если бы Оля получила эстафету не лидером после Вали, а где-то на 9-10 месте после Иры, смогла бы она совладать с эмоциями и учащенным после погони дыханием в лежке? А что, если штрафной круг? Ведь гонка приобрела бы совсем другую окраску. Если бы, если бы…
Ну и последний важный пункт претензий: надо было ставить Бурдыгу вместо Варвинец. Постойте – а Вы знаете состояние Наташи на данный момент? Возможно, оно и отличное – это мы увидим уже послезавтра. Но как иначе могли сделать выбор тренеры, если перед Новым годом (на последнем до Оберхофа официальном старте) во время эстафеты чемпионата Украины Варвинец, Джима и Бурдыга вместе бежали первый этап, и Ира выиграла у Юли 19 секунд, а у Наташи – все 48?! Разве был бы в этой ситуации логичным иной выбор?
Кроме того, болельщики часто видят смыслы только в одной конкретной гонке, которая сегодня подарила те или иные эмоции. Тренеры же понимают, что подготовка спортсменов – это процесс. Длительный, с многочисленными кочками по пути, в который приходится вкладывать массу энергии, интеллектуальной работы и ТЕРПЕНИЯ. А эстафетная команда – особый механизм в этой подготовке. Ведь в чем успех уже упоминавшейся нашей сочинской эстафеты? Разве Валя, Вита Юля и Лена на Олимпиаде были индивидуально сильнее Домрачевой или Бергер? Нет, но командный механизм, в котором каждая спортсменка идеально исполнила свою роль, позволил взойти на высшую ступень пьедестала почета и вписать свои имена в историю украинского спорта.
Вот сейчас тренеры и создают тот самый механизм, который должен будет "выстрелить" в Пхенчханге-2018. Не стоит умалять значения каждого из этапов, но поиск стартера и финишера – особая задача. Проще всего сказать: на последний этап надо ставить самую опытную и сильную на сегодня спортсменку, коей является Валя Семеренко. Но четырехлетний цикл предусматривает иную логику. Елена Пидгрушная, которую начали «наигрывать» на четвертом этапе с сезона 2011/12, тоже первый старт провела крайне неудачно (вот ее первая гонка в этом качестве), но уже в следующем сезоне стала железным четвертым номером нашей эстафеты. А ведь Пидгрушная не была на тот момент ни первым, ни вторым номером сборной, уступая обеим из сестер Семеренко. Но впоследствии, завершая эстафету, нередко приносила медали нашей команде, либо удерживая добытое подругами по сборной, либо "выгрызая" места на пьедестале почета.
Так будет и с Варвинец. Сегодня – лишь незначительный этап в становлении Иры, как спортсменки высокого уровня. И, не сомневаюсь, сразу после финиша (а тем более – по приезде в гостиницу) были и слезы, и решительное "нет" четвертому этапу в будущем. Точно так же, как было угрюмое выражение лица Лены Пидгрушной в том самом Хохфильцене-2011, которое автору этих строк довелось видеть через пять минут после финиша своими глазами.
Финишер – это особый тип биатлониста: психологический, эмоциональный, ну и конечно – обладающий своими характеристиками в меткости и скорости. Варвинец – спортсменка именно такого типа. И никакие доказательства гонок двух-трехлетней давности не являются здесь аргументом. Это может прочувствовать только тренер: ни картинка с телеэкрана, ни многотомные талмуды статистических данных при определении такого типа спортсмена не помощники.
Конечно, ждать Иру снова на четвертом этапе через неделю в Рупольдинге не стоит. Наверное, будет иная расстановка, наверное – с Валей на четвертом этапе. Но это не значит, что когда-нибудь в будущем мы не увидим Иру на финишной прямой эстафеты с флагом в руке. И, поверьте, Ирина Варвинец пройдет этот путь гораздо быстрее, чем кто-то может себе это представить сегодня, после не самого удачного эстафетного этапа… А Валя, Юля, Вита (надеемся на ее скорое благополучное возвращение), Лена, Настя, Наташа, Оля и другие спортсменки наверняка будут выполнять в команде свои особые, предельно важные функции. В том числе и на различных этапах эстафетных гонок. И значимость усилий той же Вали, которая может на своем втором-третьем этапе вывести команду в лидеры, невозможно переоценить.
Закончить статью хотелось бы строками из Александра Пушкина:
О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг.
Через ошибки, относительные неудачи и огромную пищу для анализа опыт всеми нашими девчонками получен сегодня колоссальный. А парадоксальные на первый взгляд тренерские решения вполне могут привести… да-да… что-то гениальное в сочинской победе было, есть повод повторить то же через четыре года.
Было бы намного интереснее две вещи прочитать, очень коротко: комментарий Иры по гонке и главного тренера по четвертому этапу. Пушкин - это хорошо, да...
По-хорошему, Иру сейчас вообще дергать не надо. Ей завтра с утречка на тренировку, потом на очередную тренировку.... Об этом ее опыте спросим как-нибудь потом, походя, в интервью после удачной гонки.
А тренеры и так регулярно общаются с болельщиками, рассказывают, делятся планами... Но они тренеры, а не пресс-аташе. Так что все интервью - в свободное от работы время :-)
2015-01-07 21:26
2 Eugen
Да, вы правы конечно, все понимаю. Спасибо, за то, что вы делаете!
2015-01-07 21:27
подведу итог комментариев. Когда после 3 этапов шли лидерами (при двух дебютантах) - все воспринимали как должное, хотя до гонки попадание в топ-8 было за счастье, положа руку на сердце (авторитетнейшая bwin отводила нам 9 место) и когда Ира упустила бронзу - спустили на неё всех собак. Если бы мы по ходу гонки шли на 10-12 местах и в итоге финишировали шестыми - комментарии были бы другими). Как говорится - к хорошему привыкаешь мгновенно)
2015-01-07 21:28
Per aspera ad astra ( Через тернии к звёздам!) Кто-нибудь ожидал от экспериментального состава подиума? неплохой результат для дебютного состава.
2015-01-07 21:31
Многабукаф ниасилил. Но с автором заранее согласен )))) Это кубок мира. Экспериментальная эстафета. Представляю, что творилось в каментах. Представляю, что творится в душе у Варвинец. Но это всего лишь один рядовой этап с ОТЛИЧНЫМ, между прочим, результатом.
2015-01-07 21:32
Здесь все с чистого листа
2 skif
Оно как бы да, но только как бы. Потому что есть такие, созданные жизнью мысли "горбатого могила виправить" или "если дурак то на всю жизнь". Согласно фактов для меня Ира - "умный" спортсмен, от природы а не возраста, к тому же хороший стрелок и аналитик. Сейчас волнует скорость (сломанная ключица сложная травма) и да вот этот самый "чистый лист", т.е переход в другую среду - где на несколько порядков другие требования и другой уровень.
2015-01-07 21:33
Она и так-то не охотно комментарии дает
2 Eugen
Вот говорю что умная девчонка.
2015-01-07 21:35
да ну, какие вопросы к тренеру? "Подай-ка отчёт?" Имейте такт.
2015-01-07 21:36
2 Миг
В анонсі естафети на сайті було сказано, що рішення не стартувати в естафеті і відправити Юлю в Антерсельву було прийнято після останнього тренування. Мабуть Юля готова не найкраще(((
Щодо державних степендій - зараз з цим взагалі буде скрутно. Наразі остаточний варіант бюджету на 2015 рік, в якому б були викладені всі цифри (додатки до тіла закону) ніде не опубліковані. І наскільки там враховані запити, які подавало Міністерство спорту для фінансування олімпійських видів спорту - велике питання. І навряд чи медаль чемпіонату Європи якось вплине на фінансування біатлону в подальшому.
2015-01-07 21:37
2 Миг очень умная))) жаль не могу сейчас с ней связаться))
2015-01-07 21:45
2 Миг
Я вже казав, повторюсь, можливо ТШ спеціально її на останній етап кинули, щоб вона побачила на кого ій потрібно рівнятися!!!! Звичайно, це припущення, але можливо дійсно для переходу на "дорослий" рівень потрібна саме така гонка.
2015-01-07 21:48
2 dgidof
Вы правда с ней можете общаться?! "За битого двух не битых дают", "что не убивает, делает сильнее", сказать можно много но от плохого настроения обычно спасает работа. так что 2 Оксана совершенно права с утречка на тренировку, потом на очередную тренировку....
2015-01-07 21:50
можливо ТШ спеціально її на останній етап кинули, щоб вона побачила на кого ій потрібно рівнятися!!!!
2 Fat Dooz
Ой нет, я против посредине реки кидать в воду, что бы научить плавать. Хотя, каждому свое, все может быть.
2015-01-07 21:53
2 Миг да, могу, но ее нет в инете с 4, как уехали в Оберхоф, хочется поддержать, она очень больно неудачи переживает
2015-01-07 21:58
2 dgidof
да ей сейчас не до инета, ну а будет возможность сами знаете что сказать.
2015-01-07 22:01
2 Миг да это понятно, она и вне этапов не так часто бывает, ну а на этапе тем более не до этого) справится она , девочки поддержат))
2015-01-07 22:01
дякую за гонку. все починається в житті з малого.
2015-01-07 22:04
2 Миг
Ну кожному своє (я маю на увахі метод).
Хоча відверто, Іра показала свій результат - на етапі у 5 км вона ходом програла 2 хвилини Даші, і півтори Тіріл. Ну це покищо її рівень, вона навіть на IBU не у найшвидших (хоча для порівняння Юля і Наташа в спринтах по півтори хвилини від Даші теж відхоплювали). Тому журити нема за що, треба підтримати, а ТШ має знайти ключик, що б на наступних стартах результат сьогодгішньої естафети не відобразився у негативному плані.
2015-01-07 22:07
2 Eugen.
Все по делу написал в статье.Поддерживаю.
Есть ли возможность у тренеров запрещать спортсменам после неудачных гонок читать комменты болельщиков?
Брынзак и тренеры должны Иру успокоить и привести ей позитивные стороны ее гонки....
2015-01-07 22:07
2 Fat Dooz это не ее уровень, посмотрите результаты на ЧУ)
2015-01-07 22:11
вся команда-молодці
2015-01-07 22:12
Спасибо Евгению за публикацию. Могу только представить, что творилось в душе при написании этих строк...унять тысячи разгневанных болельщиков дело весьма непростое. Я испробавала подобные доводы на своем муже еще во время четвертого этапа - не помогало...крик, да и только!
Я люблю и верю в наших биатлонистов не зависимо от результатов и всем того же желаю!
2015-01-07 22:12
Тренери все грамотно зробили, по етапах розклад насправді хороший.
З дружиною аналізували і я до гонки ще говорив, що Меркушиній добре бачити своїх суперниць, при тому не найсильніших, контактний перший етап - це для неї!
Ира на другому етапі? однозначно ні (зважаючи, що на першому етапі дебютантка) - це ризик потрапити у велике відставання від лідерів і більше шансів побачити від Валі промахи.
Оля себе дуже позитивно проявила прийнявши естафету в лідерах, так тримати й надалі!
4-ий етап - найскладніший, суперниці тут були найсильніші саме в Іри. І тут, мабудь, більша проблема Іри не у фізичному, а у психологічному стані Іри. Їй було важко проти іменитих, знаючи, що вони лелять на крилах і її секундний запас тане на очах.
Вважаю, експеримент вдався! Гонка для нас успішна, вітаю!
2015-01-07 22:14
Эх, а нельзя как-то совместить эксперименты и здоровые нервы болельщиков?:)))) Все понимаю, нужно накатывать новый состав, не может одна Валя тянуть всю сборную (живой пример - женская сборная Финляндии, как в статье упомянули Кайсу:))), но девочки в прошлом сезоне нас действительно разбаловали победами. И сегодня, когда подиум был уже практически в кармане, когда Ольга так замечательно (и, положа руку на сердце, неожиданно) поддержала Валин задел, такой провал - как серпом по...по тому самому причинному месту:( Ире удачи, спортивного прогресса, очень хочется, чтобы из нее выросла хорошая достойная конкурентка мировым звездам, тем более при такой достойной стрельбе в таких сложных условиях. Но вот это "если-бы-Иру-поставили-не-на-последний-этап-у-нас-бы-была-медаль-на-99%" будет довлеть еще долго - поймите нас болельщиков тоже..((( Кстати, правду говорят, что она упала на последнем круге (вроде как Экхоф на пресс-конференции говорила?)?
2015-01-07 22:16
2 dgidof хочется поддержать, она очень больно неудачи переживает
Это то меня и пугает...
2015-01-07 22:18
2 Jurik
повністю згоден.
2015-01-07 22:23
2 Jasya
не потрібно боятись-все краще попереду.
2015-01-07 22:23
2 dgidof
хочется поддержать, она очень больно неудачи переживает
Это то меня и пугает...
если ставить перед собой самые высокие цели, то надо учиться добиваться психологической устойчивости и баланса.
Кроме того, спортсмены мирового уровня - всегда публичные личности и всегда на виду и на языке у всех. В том числе и нехороших от рождения людей, которых тоже немало. И с этим тоже надо уметь жить спокойно.
2015-01-07 22:25
2 Jasya но вместе с тем она боец, после той травмы она думала заканчивать, но осталась и показала что может побеждать, справится, но как быстро
2015-01-07 22:26
Огромное спасибо Жене за такой комментарий. Мы прекрасно понимаем,что у Иры был тяжелый период. Ире сейчас нужна,как никогда,наша поддержка и вера в нее.С первых метров ее этапа было видно,что дистанция Ире дается очень тяжело и лично я предусматривала уже такой финал.Но,девочка сражалась с собой до самого конца и сделала в этой ситуации все,что смогла.Ее огромные,красивые, распахнутые (немного испуганные глаза) постоянно можно было наблюдать на экране.Держись,девочка, все будет хорошо!!!
1. Если вы уже регистрировались на сайте, введите ваш E-mail и пароль.
2. Если вы оставляете комментарий первый раз, вам необходимо придумать никнейм, и ввести ваш E-mail и пароль.
Имя или Никнейм: (не вводите его если вы уже регистрировались ранее)