|
|
2019-04-26 16:08 | Валерий Лесников: Задача тренера - приблизить спортсмена к верхней планке его способностей
|
|
|
Женская биатлонная сборная Украины на старте подготовки к сезону 2019/20 – уравнение со многими неизвестными. До сих пор остаются не до конца решенными вопросы с составом команды, отчасти экспериментальным будет и режим работы тренерского штаба. Одним из специалистов, который трудится в биатлоне второй год и будет работать с девушками, является Валерий Лесников. До этого Валерий Сергеевич работал с лыжниками, в том числе в должности главного тренера сборной Украины. Потому не удивительно, что при распределении обязанностей внутри обновленного тренерского штаба в его зону ответственности попала функциональная подготовка спортсменок.
В большом интервью для нашего сайта от старшего тренера команды сложно было ожидать большой конкретики – всем наставникам сборной еще предстоит самостоятельно решить эти уравнения, в том числе еще и оставшиеся с предыдущего сезона. Более важно было – понять тренерскую концепцию человека, от работы которого в немалой степени будет зависеть результат сборной.
- Валерий Сергеевич, в оценке сезона специалисты и болельщики довольно единодушны: сезон получился сложным. Президент федерации Владимир Брынзак говорил, что доволен результатом на чемпионате мира, но не готовностью команды в течение сезона. А как ситуация выглядит изнутри тренерского штаба?
- Я с первой сборной работал в подготовительном периоде (лето-осень), а начиная с первого снега, мы приняли решение, что я больше смогу помочь, работая в команде Б. Изначально я надеялся на более конкретные полномочия, но получилось немного не так. Хотя, учитывая, что у меня был только опыт лыжных гонок, может быть, это и хорошо. Потому что во время этой зимы была возможность присмотреться, понаблюдать за работой других команд, с которыми мы пересекались. И эта относительная свобода действий оказалась большим плюсом в плане обретения биатлонного опыта.
Но и в таком формате были видны некоторые недоработки. Мы подробно обсуждали это, когда собирались всем тренерским составом в конце декабря. Тогда каждый мог высказать свои соображения и замечания, и по результатам этой дискуссии смогли внести коррективы в подготовку спортсменок уже по ходу сезона. И, например, для Виты и Вали Семеренко было принято решение отказаться от участия в американских этапах Кубка мира, и в этот период они смогли выполнить определенную базовую работу, что позитивно отразилось на результатах их выступлений на чемпионате мира. А вот с Леной Пидгрушной так не получилось, поскольку ей тоже надо было делать базовую работу, но Лена решила попытаться набрать форму через старты.
Но, в целом, по моему мнению, мы сумели исправить неблагоприятно складывавшийся сезон. Потому что если посмотреть цели, которые ставились перед Андреем Прокуниным, то главной из них была - медаль на чемпионате мира. Плюс - возвращение максимальной квоты. Но на выполнение второй задачи повлияла некоторая нервозность, возникшая после того, как следом за неплохим первым этапом в Поклюке последовал провал в Хохфильцене. На этом контрасте начали возникать вопросы и проявляться недовольство. При этом многие забыли о том, что вся подготовка строилась с расчетом на чемпионат мира. Ну и, конечно, сыграли свою негативную роль болезни, преследовавшие то одну, то другую спортсменку.
Но если оставить за скобками выступления наиболее опытных девушек и посмотреть на динамику выступлений Юли Журавок, Нади Белкиной, Оли Абрамовой, Яны Бондарь, то эта динамика - положительная, результаты девушек были лучше. чем в двух предыдущих сезонах. Другое дело - хотелось бы большей стабильности, и это то, над чем еще предстоит работать.
- Говоря о подготовке к сезону, бывший старший тренер команды Андрей Прокунин сообщал об ошибках с последним сбором, который команда провела в горах. Может ли быть так, что один ошибочно проведенный сбор настолько критично влияет на весь сезон в целом?
- Подготовку в горах нужно проводить очень внимательно. Одна лишняя развивающая работа может негативно отразиться на выступлении спортсменов и вынудить вносить значительные коррективы в дальнейшую подготовку. Такая ошибка может приводить к тому, что проводимая работа может дать больше негативного для готовности спортсмена, чем позитивного. Либо иметь "отложенный" эффект. К примеру, перегрузили спортсменку - и тот результат, которого ожидали через 10 дней, может оказаться через 25 дней. Особенно это опасно в горах.
Но в данном случае основная ошибка, на мой взгляд, была еще на первом снегу в Шушене. потому что изначально планировали провести там большую базовую лыжную работу. Но тут "нервы не выдержали". Когда мы приехали, то организаторы смогли предоставить только маленький километровый круг, на котором была большая скученность спортсменов из команд Франции, Германии, различных клубных команд Норвегии, которые готовились к своим внутренним соревнованиям... И когда мы сравнивали себя с соперниками, находящимися на другой стадии подготовки, это явилось сбивающим фактором, и подготовка пошла в несколько другом варианте, чем та, которая была запланирована и озвучена. И вместо серьезной базовой лыжной работы, уже через три дня начались комплексные тренировки, а это уже совсем другой тип работы.
Было понятно желание Андрея Прокунина провести там более интенсивную работу, поскольку на следующем сборе в горах нагружать так спортсменок уже было нельзя. Но тут надо было определиться - насколько для нас важно именно к первому этапу форсировать подготовку. Но в итоге был избран именно такой вариант, и мы пошли по пути интенсивности в ущерб базовой подготовке.
Что касается работы на высоте, там и так играет свою роль эффект гор. А если при этом пригрузить сердце еще и интенсивной работой в ущерб силовой, то и получаем ситуацию, когда спортсменки выплеснутся в первой гонке, а дальше их уже не хватает... А в соревновательном режиме Кубка мира компенсировать эти недостатки очень сложно - надо от чего-то отказываться, а это не всегда можно сделать в условиях начинающейся гонки за очками и местами в Кубке наций.
- К слову, о гонке за очками. Вы ощущаете какое-то дополнительное давление в сравнении с лыжными гонками? От биатлона традиционно ожидают бОльшего, чем от чистых лыжников...
- Когда мы работали с Валентиной Шевченко на Кубке мира, там ответственность была ничуть не меньше - за нами вообще все лыжные гонки стояли. И там также в каждой гонке от нас ожидали результата в десятке. Но в биатлоне сложнее с той точки зрения, что на высоком уровне надо удержать всю команду, а не отдельного спортсмена. Под одного спортсмена тренеру проще подстроиться, а в команде - разные спортсмены по-разному реагируют на одни и те же нагрузки, по-разному выходят на пики формы. Была бы какая-то одна методика подготовки чемпионов - все было бы намного проще. Но почему-то же так не получается... На самом же деле, методик - море, и ни одна не является волшебным эликсиром для всех.
Отчасти эта проблема решается большой скамейкой запасных, которая позволяет тренеру варьировать состав. Но когда скамейка не большая, или очень значительная разница в уровне спортсменок, это очень непросто. В этой ситуации велика роль лидеров, которые не только ведут за собой, но и своими успехами позволяют остальным в более спокойном режиме поработать над ошибками. Но когда лидеры "сваливаются" - вот тут и начинается нервозность, приводящая к ситуации, которую уже сложно контролировать.
У каждого спортсмена генетически есть заложенный природой максимум. И задача тренера - попытаться приблизить спортсмена именно к этой верхней планке его способностей. Выше уже не прыгнуть: выше - это допинг. И здесь очень большое значение имеет наука. Мы изначально должны знать, кто и на что способен. В лыжных гонках чуть проще: там все увязано на двух показателях - функциональная готовность и работа сервиса. Здесь же включается еще один важнейший фактор - стрельба.
- Среди наших молодых спортсменок, исключая тех, которые уже были олимпийскими чемпионками, есть те, кто по своим функциональным возможностям готовы "подхватить флаг"?
- Если откровенно, мне бы хотелось иметь больше информации, чем та, которой мы обладаем сегодня. Поэтому параллельно со вторым тренировочным сбором, который пройдет в Финляндии, у нас запланировано обследование в финском Институте спорта. Эта лаборатория уже очень давно успешно работает с ведущими спортсменами в видах спорта на выносливость. И уже с этой информацией можно делать более серьезные выводы.
- В следующем сезоне чемпионат мира пройдет в горах. Какими будут особенности подготовки команды в связи с этим?
- Здесь как раз абсолютно классическая схема подготовки - высота диктует своё. Если главный старт проходит в горах, то все команды в последние недели перед стартом свою подготовку будут планировать на такой же высоте, или даже выше. А уже непосредственно на чемпионате мира отличия будут лишь в месте проживания: в зависимости от наработок каждого тренера, команды будут жить либо на высоте стадиона, либо спустятся чуть ниже.
- Как Вы по ходу сезона планируете взаимодействовать с той частью команды, которая будет выступать на Кубке IBU? В прошлом сезоне, если не принимать во внимание американские этапы (которых на этот раз не будет), вся ротация сводилась к "челночным" перемещениям Юлии Журавок...
- Прошлогодняя схема была разумной, исходя из сложившейся ситуации. Мы детально еще не обсуждали планы ротации на следующий сезон, но принципиально она вряд ли претерпит кардинальные изменения: если спортсменка основы будет показывать неудовлетворительные результаты, будем давать возможность проявить себя лучшим девушкам с Кубка IBU. Другой вопрос - надо будет более внимательно проанализировать схему переездов, логистику. Потому что для той же Юли Журавок некоторые прошлогодние перемещения были явно не целесообразны. Ну и, наконец, ротация должна иметь под собой логику - чтобы привлекающаяся спортсменка могла бороться за какие-то более серьезные места, за зачетную зону. А не просто приехать на один старт - и потом отправиться обратно.
- Учитывая объявленный на тренерском совете состав, в основной группе -шесть девушек, три - на индивидуальной подготовке, плюс неопределенная ситуация с Юлией Джимой и Еленой Пидгрушной. Но квота при этом - пять спортсменок на Кубке мира и шесть - на Кубке IBU. Можем ли мы увидеть юниорок на соревнованиях взрослых?
- Разумеется, мы будем внимательно следить за Екатериной Бех. Да, по возрасту она еще юниорка, но зарубежные спортсменки в таком возрасте уже активно участвуют в соревнованиях взрослых. Те же Давидова и Жук в прошлом сезоне конкурировали очень хорошо. Мы обговаривали этот момент внутри тренерского штаба, и с Ильей Лопуховым - и вариант участия Кати даже в Кубке мира не отрицается. Конечно, первый опыт Бех на Кубке мира в Холменколлене был не самым удачным, но надо учесть, что выступала она там через полтора месяца после своего главного старта - юниорского чемпионата мира, и пик формы уже оставался далеко позади. Но если мы будем видеть, что функционально Катя готова, и способна бороться за места в районе зачетной зоны, то ни в коем случае не исключаем и ее появления на этапах Кубка мира. Также у нас есть девушки и в команде Б, часть из которых имеет опыт участия в гонках Кубка IBU, и они, конечно, тоже будут привлекаться к соревнованиям. По крайней мере, квоты мы планируем задействовать полностью.
- Юрай Санитра объявлял, что бОльшая часть основы мужской команды пропустит летний чемпионат мира. Как будет в женской сборной?
- Летний чемпионат мира проходит в такой период, когда спортсмены уже достаточно "натренировались", и подсознательно появляется желание посоревноваться, проверить свою готовность. Поэтому лишать их такой возможности мы не будем. С другой стороны, мы не планируем какой-то специальной подготовки к этим стартам, и конкретно состав пока называть не станем. Перед летним чемпионатом все девушки, тренирующиеся в разных группах, будут примерно в одном регионе, в Австрии и Италии, и у нас будет возможность встретиться и провести контрольную тренировку, после чего станет понятно, для кого соревнования в Раубичах будут полезны, а кому их лучше пропустить.
- Каким будет механизм принятия решений по составу команды? Кто будет в тренерском штабе ответственным, например, за распределение спортсменок по стартовым группам или формирование состава на эстафету? Будут ли в процессе принятия решений участвовать Григорий Шамрай и Олег Меркушин?
- Начну с последнего: конечно, Григорий Иванович и Олег Валерьевич будут участвовать в обсуждении стратегии и тактики работы команды. За исключением тех случаев, когда, например, по каким-то причинам их спортсменки не будут участвовать в стартах. Поэтому решения будут коллегиальными. А расстановка по группам происходит довольно просто: та из спортсменок, которая на данный момент находится в лучшем состоянии, имеет право первого выбора стартовой группы, и всех остальных девушек мы будем расставлять с учетом их рейтинга.
- Составы на этапы будут с запасными спортсменками, или - только такое количество девушек, которое может быть заявлено на гонку?
- Зачастую запасной спортсмен лишается и возможности стартовать на Кубке мира, и пропускает проходящий в эти же сроки этап Кубка IBU. Поэтому состав команды будет зависеть от программы стартов каждого этапа: где-то мы будем привлекать запасную спортсменку, где-то нет. Нам еще предстоит детально обсудить календарь сезона, конкретные дисциплины на смежных этапах Кубка мира и Кубка IBU, и после этого заранее планировать и выстраивать логистику. Если соревнования будут проходить близко друг от друга, то в том, чтобы удерживать запасную для подстраховки, не имеет смысла. Всем нашим сильнейшим девушкам надо давать возможность стартовать.
- С учетом большого числа индивидуально готовящихся спортсменок, возможен ли в биатлоне такой подход, когда старший тренер - это просто менеджер, собирающий биатлонисток к стартам? Как это, например, происходит в теннисе к матчам Кубка Дэвиса.
- Такой подход можно было бы обсуждать, если бы в команде был главный тренер - как раз специалист с функциями координации и контроля разных групп подготовки. Но та ситуация, которая есть сейчас, связана с процессом смены поколений и очень разными возрастом и квалификацией входящих в команду спортсменок. Если пытаться в данной ситуации жестко централизованно управлять командой, можно наделать много ошибок. К примеру, Юрай Санитра работает в принципиально иных условиях. И, насколько я знаю, он прописывает программу подготовки ребятам вплоть до второго состава. И это - по сути, одна группа. У нас же, с учетом команды Б, четыре группы подготовки, с разными направлениями и методиками подготовки. И неизбежно приходится выстраивать баланс между ними. Потому что единой методики быть не может. И можно достичь результата, подходя к нему с разных сторон. Каждая методика имеет право на жизнь, если она приносит результат.
- Кстати, о методиках. Подготовка с первой сборной в прошлом сезоне дала очень далекий от ожидаемого эффект в выступлениях Кристины Дмитренко и Любови Кипяченковой. Почему так произошло?
- Исходя из того, что я видел в период летней подготовки, уровень их готовности очень сильно отличался от остальных девушек. Откровенно говоря, я даже не ожидал, что отличия будут настолько большими, даже в сравнении с той же Аней Кривонос. Это касается и функциональной подготовленности, и технической - лыжной. Разумеется, это связано еще и с возрастом. Потому что девочки не могли не только "переваривать" запланированные нагрузки, но даже выполнять их. Это сразу повлекло за собой то, что им сразу снижали нагрузки - мы начали активно помогать спортсменкам. И получилось так, что Люба и Кристина оттягивали на себя больше внимания, часто в ущерб основным спортсменкам. Поэтому мы уже после летнего чемпионата Украины рассматривали вариант перевода их в юниорскую группу. Но тогда Андрей Прокунин предложил доработать предсезонную подготовку, убеждая в том, что девчонки подтягиваются к лидерам. Да, наверное, они подтягивались, но все же такой формат подготовки вряд ли был для них полезен. Ну и ближе к началу сезона мы обязаны были больше уделять внимания спортсменкам основы, потому что там тоже есть над чем работать - и в плане лыжной техники, и в стрелковой подготовке.
Плюс девочки еще в таком возрасте, когда организм формируется, и им необходимо более внимательно следить за своим весом и режимом питания. Лишний вес у спортсмена повышает нагрузку на суставы и сердце. При этом я бы не сказал, что девчонкам был предложен какой-то непосильный объем работы. По словам Ильи Лопухова, спортсменки его группы выполняют 5-5,5 тысяч объема циклической нагрузки - у нас даже национальная команда не вся выполняет такой объем. А у Любы и Кристины этот показатель был в районе 4 тысяч. То есть, это далеко не "смертельные" нагрузки. При этом девочки сейчас в том возрасте, когда происходит становление организма - мышечной системы, сердечнососудистой, и определенные сложности в этот период практически неизбежны.
- Как Вы считаете, почему существует такая разница в периоде "созревания" для спортсменов нашей школы, включая Россию и Беларусь, и зарубежных биатлонистов, которые зачастую уже в 22-23 года показывают результаты на уровне своего максимума?
- Динамика результатов в юношеском возрасте всегда позитивна. Это естественный процесс, связанный с взрослением организма. И это происходит до того момента, когда они переходят ко взрослому спорту. Там уже начинаются более длинные дистанции, требующие иных нагрузок - не все оказываются к этому готовы. При этом процесс "взросления" у каждого спортсмена происходит по-разному. Есть спортсмены-акселераты, которые за счет более быстрого развития добиваются ранних результатов, зачастую упуская момент необходимости базовой работы. И к юниорскому возрасту эта недоработка проявляется – отсюда происходит остановка в росте спортивных результатов. Начиная проигрывать тем соперникам, которых за три года до этого они даже не считали соперниками, но которые работали с мотивацией – догнать лидеров и заложили хорошую базу. В свою очередь, спортсмены-акселераты мотивацию теряют, поскольку уже не являются явными лидерами. А те, кто "созревают" позже, выходят на ведущие роли и получают более длительную и устойчивую карьеру. Если проанализировать результаты тех биатлонистов, которые в молодом возрасте показывают себя во взрослых стартах, то мы увидим, что далеко не всегда они были среди лидеров на юношеском уровне.
Есть еще другой момент. Вероятно, система подготовки на Западе построена так, что на результатах в юношеском и юниорском возрасте акцент не делается, а идет планомерная подготовка именно ко взрослому биатлону и достижения результатов именно там. Потому что именно взрослый спорт приносит и славу, и финансовые дивиденды. У нас же система несколько искаженная, с неправильной расстановкой приоритетов. И это зачастую приводит к тому, что в юношеском возрасте у нас результаты хорошие, но при переходе на юниорский, а потом и на старший возраст, позиции мы теряем.
- Валерий Сергеевич, спасибо Вам за такой подробный разговор. Надеемся, что всей тренерской команде нашей сборной удастся вернуть девушек на тот высокий уровень, к которому они привыкли сами и приучили болельщиков.
Беседовал Евгений Тарасенко Фото - XSPORT
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 12)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
121
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|