|
|
2013-03-05 09:09 | Руслан Лысенко: Сейчас Дериземля – лицо украинского мужского биатлона
|
|
|
В предыдущем сезоне наш сайт ввел рубрику "Экспертиза", в рамках которой мы обсуждали закончившиеся этапы Кубка мира с известными в прошлом спортсменами, а также функционерами нашего биатлона. Рубрика получилась достаточно популярной, и мы решили ее продолжить. Предыдущие этапы Кубка мира анализировали: Остерсунд – Нина Лемеш Хохфильцен – Валентина Цербе-Несина Поклюка – Василий Мукшин Оберхоф – Ирина Меркушина Рупольдинг – Вячеслав Деркач Антхольц – Надежда Белова Нове-Место – Елена Зубрилова
Об этапе в Холменколлене мы поговорили с бывшим биатлонистом сборной Украины Русланом Лысенко. Разговор получился продолжительным и очень обстоятельным, потому впервые в истории этой рубрики интервью разбито на две части. Вашему вниманию первая половина разговора, в которой речь пойдет о выступлении мужской команды.
- Руслан, у украинских болельщиков после чемпионата мира были опасения, что после яркого пика формы в Нове-Место, уровень выступлений команды может пойти на спад. С этой точки зрения этап в Холменколлене превзошел ожидания? - С точки зрения того, что команду выводили на пик формы к чемпионату мира, этап в Холменколлене является более-менее предсказуемым. Хорошую форму так же тяжело потерять, как и набрать. Поэтому какое-то время команда вполне может держаться на том уровне, который сейчас наши спортсмены показали в Норвегии.
- Самым стабильным спортсменом украинской сборной в Холменколлене был Андрей Дериземля, который во всех трех гонках финишировал в восьмерке сильнейших. То, что результаты пришли на следующем старте после чемпионата мира – промах с пиком формы? - В выступлениях Андрея обычно присутствует такая специфика, что если сезон с начала не задался, и на самом чемпионате мира серьезных успехов достичь не удается, то концовка сезона обычно получается ударной. Вот и в этом году, когда мы общались с Андреем после чемпионата мира, я ему сказал: не переживай, свою пару-тройку пьедесталов ты еще возьмешь! Так и получилось – уже в спринте Дериземля занял третье место. Да и в масс-старте у него были все шансы войти в тройку. То есть, видно, что сейчас Андрей побежал, и выступает именно так, как он может на самом деле.
Что касается возможного промаха с пиком, то сам Андрей во время чемпионата мира говорил, что бежится ему нормально. Но постоянно вмешивались проблемы то с лыжами, то со стрельбой. Когда спортсмен набирает форму, бывает такое, что, как мы говорим, стрельба не успевает за ногами. Бывает наоборот: когда спортсмен уже устал, то на более низких пульсовых режимах стреляется хорошо, но плохо бежится. Ну а результат получается тогда, когда на высший пик выходит и форма, и стрельба.
В Нове-Место мы увидели, что женская сборная на всех стартах была четко на пике. Мужчины же не выглядели на абсолютном максимуме. Хотя я, откровенно говоря, с надеждой ждал этого чемпионата и хороших результатов от наших ребят. Потому что по общению с тем же Андреем знаю, что летняя подготовка прошла нормально, без срывов, была проделана серьезная работа и в среднегорье, и в горах. На первом снегу план подготовки был выполнен также нормально. И все-таки на главном старте каких-то нюансов в конечном итоге не хватило.
- О том же говорит и тот факт, что Сергей Семенов и Артем Прима «побежали» на чемпионате Европы… - Как раз это вряд ли можно назвать показательным моментом. Да, на чемпионате Европы в последние годы подбирается неплохой состав участников, но все-таки по уровню эти соревнования очень сильно уступают чемпионату мира. А в данном случае еще мог сыграть роль и фактор психологической раскрепощенности, что помогло выдать результат в первой же гонке. Я когда сам еще выступал, визуально, стоя на трассе, наблюдал, как человек на чемпионатах мира и Европы даже по технике движений бежит совершенно по-разному. Видимо, психологическое напряжение спадает и это освобождает дополнительную энергию у спортсмена.
- Руслан, а что вообще такое – пик формы в биатлоне? И можно ли им управлять в последние дни или недели перед главным стартом? - Пик формы, по тому, как я сам это чувствовал – это состояние организма, при котором ты бежишь и не устаешь, выносливость и координация повышаются, быстрее восстанавливаешь пульс на стрельбе. Вплоть до того, что повышается внимательность при определении поправок для того или иного ветра.
Посмотрите, как сейчас выглядит Фуркад. Он настолько раскрепощен, что в отдельных эпизодах даже позволяет себе на дистанции руку болельщикам пожимать. А в более напряженные моменты гонки он может демонстративно пропускать спортсменов по дистанции, всем своим видом показывая, что он полностью контролирует и свое состояние, и ситуацию в гонке.
Что кается вопросов управления пиком, то спортсмен как раз и тренируется на протяжении года, чтобы потом этот пик удержать неделю или две. Ну, может быть, месяц максимум – это зависит от тренированности организма. Плюс к тому – в этот период высока вероятность болезни. Потому что когда организм работает на повышение функции, то его защитные свойства существенно падают.
- Нет, я имею в виду под управлением – может ли тренер ускорить наступление пика формы, если видит, что спортсмен не успевает на него выйти, или, наоборот – «придержать», если такой пик подходит раньше, чем необходимо? - В принципе, есть такие методики. Тренер видит по движениям, в каком состоянии находится спортсмен. То есть, выполняет ли он их технически правильно, держит ли темп… И если тренер определяет, что спортсмен на тренировке слишком хорошо себя чувствует, условно говоря, летит по дистанции, то можно силовыми упражнениями его немножко «присадить», чтобы немного сбить эту свежесть, оставив ее на соревнования. Если же, наоборот, человек не тянет, то – сделать более короткие, тренировки, но интенсивные, чтобы человек почувствовал скорость. Ну и дальше смотреть – если спортсмен не тянет и эти короткие, то значит наступает функциональная яма: где-то на тренировках перебрал скорости. Потому что когда биатлонист чувствует легкость в своем самочувствии, то на тренировках непроизвольно начинает добавлять. Поэтому иногда даже самому спортсмену необходимо себя немного останавливать.
- Александр Беланенко еще в субботу собирался заканчивать сезон, а в воскресенье узнал, что все-таки летит в Россию. Может ли для него такой поворот стать дополнительным стимулом в Сочи? - В принципе, с моральной точки зрения – может быть. Хотя Саша – такой человек, что удивить его каким-либо поворотом сложно. Даже несмотря на то, что он уже планировал ехать на закатку в Тысовец, настроиться на старты для него проблемой не будет.
- Дмитрий Пидручный провел всю предсезонку с основной командой, но предоставившимися шансами на Кубке мира не воспользовался, ни разу не попав даже в персьют. Может, рановато парня бросили в горнило соревнований сильнейших? - Наверное, этот момент тоже присутствует. Как показывает практика, переход во взрослые соревнования для молодых спортсменов редко проходит безболезненно. Потому что у взрослых, да еще и в Кубке мира, объемы работы несколько другие. А молодой спортсмен, попадая в основную команду, даже морально очень не хочет уступать старшим коллегам. Поэтому даже когда очень тяжело, он никогда не сознается, и будет выполнять всю нагрузку, а может и бОльшую, стремясь заявить о себе и закрепиться в команде. Я не исключаю, что именно это могло сыграть с Димой злую шутку в этом сезоне.
Но тренер, прежде чем ставить спортсмена в гонку, должен видеть, насколько он готов и физически, и психологически. Ведь Кубок мира и Кубок IBU – соревнования совершенно разного уровня. Конкуренция есть и там, и там. Но вот именно уровень самих соревнований и выступающих на них спортсменов на Кубке мира гораздо выше.
С другой стороны, без вливания свежей крови обойтись нельзя. Вспомните, когда в команду только пришел Семенов а потом и Артем Прима. Тогда сразу результаты практически у всех ребят пошли вверх. Опытные ребята «взбодрились», а молодые потянулись за ними и стали показывать результаты.
- Таким вливанием свежей крови можно считать Дмитрия Русинова? И как Вы оцениваете выступления дебютанта нашей команды? - Дмитрия бросили с корабля на бал. Он совсем немного подготовился в Тысовце – и сразу попал на Кубок мира, транзитом через одну гонку чемпионата Европы. Поэтому для того, чтобы реально оценивать его потенциал, надо подождать хотя бы первого полноценного сезона. Поскольку в России у него были одни задачи, а здесь Дмитрий попал в другую команду, в ее основу, где и спрос совершенно другой. С точки зрения тех, кто приглашал Русинова, он должен прийти и усилить команду.
В принципе, он – молодой парень и вполне может в перспективе заявить о себе. Ему легче еще и с той точки зрения, что Дима не женат и у него нет детей. Потому что у нас был пример Алексея Коробейникова. Это талантливый спортсмен, который мог показывать довольно высокие результаты. Но в какой-то момент бытовые нюансы, семейные проблемы его «съели». Потому, например, Русинову адаптироваться в команде будет проще. Хотя, если откровенно, я думал, что даже на первом старте в Норвегии он будет выглядеть более ярко.
- Но скомканная предсезонка, ситуация с переходом – серьезные аргументы, чтобы не судить парня слишком строго? - Да, это безусловно есть. Вся эта бумажная волокита, утрясание вопросов по жилью и другие подобные моменты, безусловно, сказываются на выступлениях спортсмена не лучшим образом. Говорят, что цыплят считают по осени, но в биатлоне их считают по весне. Ну а в данном конкретном случае – наверное, по весне уже следующего года.
- Каково вообще Ваше отношение к смене спортсменами гражданства? - Я считаю, что это – вполне нормально, и в разных видах спорта многие страны это активно практикуют. Другое дело, чтобы здесь не было какого-то особого отношения, чтобы не ущемлять права наших ребят. Потому что если у приглашенного спортсмена какие-то особые привилегии, это, конечно, сказывается на коллективе. Но здесь еще многое зависит от самого человека – насколько он может приспособиться к окружающей обстановке, насколько он коммуникабелен, открыт для того, чтобы команда приняла его в свои ряды.
- А в случае с тем же Коробейниковым Вы не чувствовали особого отношения, и как прошел тогда процесс адаптации Алексея в команде? - Нет, с Алексеем проблем не было, и у меня с ним всегда были очень хорошие отношения. И вплоть до того момента, пока он уехал из Украины, мы часто созванивались и вообще хорошо общались.
- Говоря о мужчинах, хотелось бы еще раз вернуться к Дериземле. Андрей все последние годы – лучший в команде на главных стартах. Хотя еще совсем недавно он высказывал намерение закончить карьеру. Так может, и после олимпийского Сочи нашему ветерану рановато зачехлять винтовку? - В первую очередь надо сказать, что Андрей – такой человек, который всегда борется до конца. И сейчас в силу его стабильности на нем лежит самая большая в команде ответственность. С другой стороны, Андрей сейчас – лицо украинского мужского биатлона, и это немного стимулирует.
- Но могут ли нынешние результаты стимулировать Андрея продолжить карьеру еще, допустим на один олимпийский цикл? - Я думаю, что могут. Это стимул вполне нормальный. И давайте не будем кривить душой, если спортсмен будет чувствовать силы бороться за медали, то это создает возможности для неплохого заработка, особенно на фоне доходов обычных спортсменов. Потому что та же президентская стипендия – очень неплохое подспорье при нынешних доходах биатлонистов. Причем, с учетом особенностей организма Андрея, ему не обязательно показывать результаты топ-уровня, чтобы к главному старту подойти в полной боеготовности. Он может проходить специальную подготовку к чемпионатам мира в случае, если с самого старта сезон не удается начать, допустим, в топ-тридцатке. Потому, даже с учетом того, что были разговоры о том, что Андрей выступает только до Сочи, точку в этом вопросе, на мой взгляд, ставить преждевременно.
Беседовал Евгений Тарасенко
Во второй части интервью поговорим о выступлении женщин и о том, насколько серьезной может быть проблема со сломанным прикладом Елены Пидгрушной:
Руслан Лысенко: Если Пидгрушная войдет в тройку, все должны снять перед ней шляпу
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии (Всего: 16)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки в последней гонке
|
|
|
|
|
Яка, на ваш погляд, має бути доля турніру прогнозистів в наступному сезоні? |
|
Провести конкурс, як зазвичай
|
355
|
Провести конкурс, але зі значною кількістю вирахування найгірших гонок
|
120
|
Не проводити конкурс, оскільки не можливо створити рівні умови учасникам
|
36
|
|
проголосовать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|